Три года назад в Бавлах наряду с межотраслевым производственным предприятием ЖКХ начало функционировать государственное унитарное предприятие “Райсервис”. Оно было образовано с конкретной целью – помочь жителям местных деревень, сел в решении коммунальных проблем. Сельские острословы тут же стали иронизировать над названием новой структуры: мол, посмотрим, наступит ли “рай” в обслуживании наших домов, ситуация с которыми уже близка к адовой.
И основания для такого скепсиса имелись, поскольку проявить заботу, скажем, о тридцати трех шестнадцати-квартирных двухэтажках, переходящих под крыло новорожденного коллектива, в принципе, и раньше было кому. Но городские коммунальщики не делали их ремонт потому, что эти жилые здания находились на балансе колхозов и совхозов, потом сельхозкооперативов. А у них в связи то с посевными, то с уборочными хлопотами, то из-за безденежья руки до несчастных домов не доходили годами.
Первый руководитель “Райсервиса” Г.Садовников не поленился сделать снимки всех порученных ему сельских многоквартирных жилищ, чтобы зафиксировать для истории степень их запущенности. Впечатлительным людям те фотографии лучше не смотреть. На снимках, в частности, видно, что некогда светлые шиферные крыши многих домов превратились в кое-как залатанное решето, приобрели гниловатый серо-зеленый цвет. В постоянно сырых подъездах – обшарпанные стены и ступени с выбоинами, затхлый запах.
Однако обратить внимание на этот жилой фонд бавлинские власти заставили не только его явные недуги. С зимы 2001 года возникли весьма серьезные проблемы с обеспечением хозяйств района топливом. А значит, надо было без промедления решать, чем отапливать сельские объекты, в том числе названные двухэтажки. Вот срочно учрежденный “Райсервис” и принялся за монтаж мини-котельных, работающих на газовом топливе, одновременно приводя в порядок само жилье.
Коллектив этого предприятия небольшой, а фронт работ у него широкий: приходится еще и благоустраивать погосты, строить, ремонтировать водопроводы, прочие инженерные сети. Так что специалисты “Райсервиса” вынуждены трудиться напряженно. В село Новозареченск я приехал ранним утром, тем не менее увидел мастеров, приводивших в порядок фасады, кровлю многоквартирных домов. Рядом с ними уже появились вспаханные сельскими коммунальщиками садовые участки, где новозареченцы посадили цветы, ягодные кусты.
Разводку тепловой системы монтажники “Райсервиса” перенесли с чердаков жилых зданий на верхние этажи. Чтобы в случае повреждений было легче добраться до труб, а не отапливать попусту воздух. Это уже привело к существенной экономии газа. Здесь же, в Новозареченске, предприятие начало прокладывать пять километров нового водовода.
Коммуникации примерно такой же длины проложили и в селе Крым-Сарай, население которого деятельностью “Райсервиса” более чем довольно.
– Ну, а как же иначе-то, ежели мы теперь и зимами, почитай, голяком спим! – воскликнул местный житель Н.Лубышев. И, посчитав, видимо, что я не до конца оценил всю значимость вложенного им в эту фразу смысла, добавил: – Раньше-то мы с осени по весну в своих квартирах чуть ли не в пальто спали – такая холодрыга была. К тому же из-за порывов старых труб досаждали проблемы с питьевой водой, которой на вторых этажах почти никогда не было. Скажу так: если бы “Райсервис” их вовремя не устранил, полсела точно бы разбежалось по соседним городам и весям.
В общем, в многоквартирных сельских домах заменили ветхие трубы, установили новое обогревательное и электрическое оборудование, поставили на подъездах металлические двери, смонтировали счетчики воды и, конечно, несколько мини-котельных. Но самое большое впечатление на крымсарайцев произвело… появление дворника – на селе это диво дивное. Им стала бывшая продавщица А.Гиниатуллина, тщательно подметающая прежде неприглядную, замусоренную придомовую территорию.
ГУП “Райсервис”, появившееся в основном благодаря усилиям главы Бавлинской администрации Н.Хабипова, не обделено поддержкой местных структур. Однако предприятие все же испытывает немало трудностей. К примеру, до сих пор не имеет собственных офиса, гаража, производственной базы с ремонтными мастерскими. Вот почему вынуждены сельские коммунальщики арендовать под контору несколько комнат у одной из разорившихся районных организаций, а место под стоянку транспорта – у здешней сельхозтехники, что ежемесячно облегчает кассу “Райсервиса” на весьма крупные суммы.
Преодолев вполне понятное волнение, с которым на предприятии приступали к реализации казавшихся “неподъемными” задач, там стали использовать различные варианты получения дополнительных доходов. Коммунальщики взялись за “лечение”, обновление инженерных сетей в сельских школах, клубах, строительство заборов, оград, обустройство животноводческих лагерей. Работники “Райсервиса” и владельцам особняков не отказывают в услугах. Чтобы выкупить арендуемые помещения, нужны немалые средства.
Многие внимательно следили за судьбой новоявленного в Бавлах коммунального коллектива, ожидая, что он вот-вот развалится: дескать, городские коммунальщики и те едва сводят концы с концами, а уж у сельских-то путь к банкротству куда короче. Однако жив бавлинский “Райсервис”, мало того – набирает производственные обороты. Благодаря грамотной организации дела и действительно заинтересованному, а не формальному отношению к нему со стороны районных властей.