Не только хлебом пахнут руки

Рокочут комбайны на полях республики.

Автор статьи: Владимир БЕЛОСКОВ

Рокочут комбайны на полях республики. Где-то уборочная страда подходит к финишу, а где-то хлеба еще молотить и молотить. Но, как и в начале жатвы, срывает комбайнер колоски, растирает в руках, внимательно рассматривает зернышки. Поля ведь одно на другое не похожи. Где-то урожай убрали в лучшие сроки, а где-то он перестоял. К тому же непогода оставила свой след: нынче немало было хлебов полеглых, на таких участках и наполненность колоса не такая, как хотелось бы.


Впрочем, размять колосок, посмотреть на зерно для тех же комбайнеров – скорее привычка, некий ритуал. А прогноз по видам на урожай делают агрономы, руководители хозяйств. И с прогнозом этим пока не спешат, ведь тот хлеб, что в амбаре. На финише страды многое будет зависеть от погоды. Механизаторы кровно заинтересованы в сухих, погожих деньках, ведь чем лучше поработают и в эти дни, тем больше получат по итогам уборочной. Вот и надеются, что “небесная канцелярия” не подведет. И очень стараются, чтобы техника, на которой выходят в поле, выдержала нынешний страдный марафон, реже выходила из строя.


Но тут уж на Бога надейся, а сам не плошай! Потому и не смывается с ладоней механизаторов въевшаяся в кожу грязь. Да и как ее смоешь, если подавляющему большинству из них не на новеньких “Кейсах” да “Нью-Холандах” довелось хлеб убирать. Сколько раз на дню приходится с гаечным ключом или монтировкой выходить из кабины, чтобы заменить лопнувший подшипник или ремень, освободить от соломы забитый копнитель, устранить течь в грохоте или жатке… В общем, “физкультура поневоле”, и не видно ей конца.


А может, есть все-таки свет в конце туннеля? Худо-бедно, но Правительство республики подсобляет сельчанину: сколько в последние годы закуплено и комбайнов, и тракторов! Да и инвесторов все больше в сельской глубинке, и каждый вносит свой вклад в обновление машинно-тракторного парка. Встают на ноги фермеры. Из 7300 комбайнов, имеющихся нынче в хозяйствах республики, две тысячи – новые. Глядишь, и переломим нынешнюю грустную тенденцию старения техники, и будет механизатор, работая в поле, сидеть в просторной удобной кабине с кондиционером, а руки его будут совсем другими – не такими натруженными и не такими измазученными?


…Далеко не все об этом знают, но еще лет десять назад такие же руки, как на публикуемом снимке, были у типографских работников. Тех, кто занимался версткой газет, журналов, книг и другой печатной продукции. Технологический процесс, сложившийся в позапрошлом веке, был для этих людей настолько привычным, что казался вечным, незыблемым. Но приход в отрасль компьютерной техники за считанные годы кардинально изменил характер и условия труда! Металлические рамы, которые забивались свинцом строчек, ушли в прошлое; теперь, чтобы получить пробный оттиск газетного листа, не нужна типографская краска, смывающаяся так же трудно, как грязь с рук механизатора. Заметим, чудеса эти произошли на наших глазах. Причем не только в крупных столичных, но и в небольших сельских типографиях.


Конечно, прав классик: любое сравнение хромает. И проведенную параллель между столь разными отраслями не назовешь вполне корректной. Однако… Первые компьютеры в полиграфии были, конечно, импортными (как и “Кейсы”, “Нью-Холанды” на сегодняшних наших полях), но теперь-то им на смену приходит техника, производимая уже в России. Неужели отечественное сельхозмашиностроение всегда будет довольствоваться уровнем середины прошлого века? Неужели высоким технологиям вход сюда заказан?


Хочется верить, что это не так. Но, воспарив мечтами и надеждами на лучшее будущее, спустимся пока на землю-матушку. И послушаем человека, реально оценивающего нынешнюю ситуацию, начальника отдела механизации и электрификации Минсельхозпрода РТ Талгата Тагирзянова.


– Пока отечественное машиностроение в корне не будет модернизировано, чистого, без мазутной грязи на руках механизатора мы вряд ли увидим, – говорит он. – А без государственной воли и поддержки маловероятно, что на заводах смогут реконструировать совершенно неманевренные, с устаревшей, отсталой технологией конвейеры. Мы говорим: надо поддерживать отечественное машиностроение. И поддерживаем, покупая комбайны “Ростсельмаша”, Красноярского завода. Чтобы по их прибытии тут же взяться за гаечные ключи и начать подкручивать, подвинчивать, подкреплять…


Было время, когда в республике насчитывалось 15 000 зерноуборочных комбайнов, в 1999 году их осталось уже 9300, нынче – еще минус 2000. Изнашивается комбайновый парк, стареет. Износ достиг 70 процентов. Так что низкий поклон сельским механизаторам, которые в такой ситуации ухитряются убирать сполна выращенный урожай!


Василий НЕМИРОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще