А с долгами пестречинцы рассчитаются

В прошлую субботу с утра в коридоре возле дверей малого зала администрации Пестречинского района кучковались руководители хозяйств.

Автор статьи: Владимир БЕЛОСКОВ

В прошлую субботу с утра в коридоре возле дверей малого зала администрации Пестречинского района кучковались руководители хозяйств. Время от времени дверь открывалась, из зала кто-то выходил, а кто-то заходил. Заходили бодро, выходили понурыми. И такое настроение директоров и председателей понятно: там, за дверью, приехавшие спозаранку представители заготовительных организаций жестко требовали с них сдачи хлеба в счет долгов за ранее взятые товарные кредиты в виде минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов.


– Про долги-то мы помним, да уж больно низкие цены дают, – говорили руководители. – Целый год люди работали, а теперь отдавать зерно за бесценок?


Сетования сельских вожаков резонны: 4000 рублей за тонну пшеницы третьего класса, то есть продовольственной, вроде бы и неплохо, если вспомнить, что в позапрошлом году за нее заготовители давали чуть более 2 тысяч. Но ведь как стремительно за это время скакнули цены! На те же туки, на ГСМ, на электроэнергию и газ, на технику. Если сопоставить, как говорится, приход с расходом, то разница выйдет не в пользу крестьянина. Но и обойтись без товарных кредитов не получается: не хватает средств, чтобы провести посевную, уход за растениями, уборочную. В общем, куда ни кинь…


Через час мы вместе с заместителем начальника управления сельского хозяйства района Гавазом Салаховым были на току СХПК имени Гаврилова.


– Смотрите, это все супер-элита и элита, разве же можно это богатство отдавать как рядовое зерно? – с пафосом восклицает руководитель хозяйства Наиль Ахметзянов. – Все это нужно использовать только на семена, а семена даже в войну были неприкосновенным запасом…


На асфальтированной площадке крытого тока – россыпи озимой ржи и озимой пшеницы. Зерна много, оно сухое. Потому что пропущено через очистительный агрегат КЗС-20, который мерно гудит в ста шагах от крытого тока. После вторичной очистки, сортировки и калибровки семена доводятся до требований ГОСТа. Рядом бригада рабочих монтирует электрооборудование новой напольной сушилки – в дождливую погоду она может стать спасением.


– Сейчас мы их понемногу продаем, а те хозяйства, которые их покупают, за нас рассчитываются с кредиторами рядовым зерном, – поясняет председатель.


Что ж, это по-хозяйски.


Гавриловские комбайнеры, обмолотив озимые культуры и получив по 30 центнеров зерна с гектара, отправились на помощь соседям, поскольку в своем хозяйстве яровые еще не поспели, да и прошедшие дожди сделали поля непролазными. А яровые в СХПК имени Гаврилова хорошие: слышно, как пшеничное поле “поет”. Это колоски, раскачиваясь на ветру, задевают друг друга и шуршат. Агрономы давно заметили, что такой эффект создается при урожайности хлебов свыше 30 центнеров с гектара.


– Яровые тоже засеяли в основном оригинальными, суперэлитными и элитными семенами, – поясняет Ахметзянов.


Откуда такие деньги у хозяйства? – возникает вопрос. Ведь элитные семена очень дорогие.


Объяснение оказалось простым: помогла инвестирующая организация – фирма “Полимекс”. Она же потратилась и на покупку минеральных удобрений, аренду дельтаплана для распыления с воздуха средств защиты растений. Естественно, с расчетом на весомую отдачу. И пока что ожидания инвесторов оправдываются.


Конечно, при заключении арендных договоров с владельцами земельных паев инвесторы пожадничали: за один пай “отписали” в этом году лишь 2 центнера зерна, немного сена да вспашку огорода. При такой “щедрости” авторитета у местного населения не заработаешь.


А вот в соседнем СХПК “Чита” обходятся без инвесторов, своим умом и своими силами. Трудно. Зарплата в среднем – полторы тысячи рублей в месяц, случаются задержки. Зато за земельный пай, сданный в аренду хозяйству, население получает по 2500 рублей. Или по 5-6 центнеров зерна, сено и услуги в виде вспашки огородов. Здесь чувство хозяина, несомненно, привьется сельчанам быстрее, чем в СХПК имени Гаврилова.


– Обмолотили треть хлебов, получаем по 27 центнеров зерна на круг, – говорит главный агроном хозяйства Гарафутдин Тимербаев. – Сейчас засыпаем семена, сдаем зерно в счет долга по товарному кредиту…


Под открытым небом в хозяйстве зерна практически нет – все оно в складах или уже вывезено на хлебоприемное предприятие. Поступающее с полей зерно сначала пропускается через очистительный агрегат, чтобы поднять сдаточные кондиции и побольше заработать.


Нелегко дается хлеб труженикам “Читы”. На жатве работают пять комбайнов “Дон-1500”, и все они старые, по 10-12 лет отслужили, нередко ломаются. А нагрузка на каждый – около 500 гектаров. К тому же есть участки, где зерновые полегли, а такой хлеб брать непросто. Не случайно на обмолот ячменя пришлось руководству хозяйства попросить у администрации района два “Нью-Холланда”. Такие услуги недешевы, но еще дороже оставить хлеб в поле. К тому же нет худа без добра: бельгийские комбайны обмолачивают зерно качественно, плюс к этому оснащены измельчителями и не оставляют после себя многочисленные копны соломы. Вся она измельчается и разбрасывается по полю как органическое удобрение. Не нужно затем тратиться на то, чтобы эту солому сгребать и скирдовать, а главное – идет воспроизводство почвенного плодородия. Навоз-то с ферм вывозить на поля нет ни сил, ни средств. А соломы нынче – море.


Хлеба в Пестречинском районе уродились неплохие. Уверенно ведут жатву агрофирма “Ак барс – Пестрецы”, СХПК “Заря”, ООО “Газовик”. Трудно идет уборка в СХПК “Ковали”, имени Тукая, имени Ильича. Однако в управлении сельского хозяйства и продовольствия района уверены, что хлеба будут убраны полностью и с долгами пестречинцы рассчитаются.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще