Что лучше: городской округ или муниципальный район?

Может ли рабочий поселок, в котором проживают более 10 тысяч человек, стать селом?

Автор статьи: Николай ТУГАНОВ

Может ли рабочий поселок, в котором проживают более 10 тысяч человек, стать селом? А село, в котором количество жителей не дотягивает и до трех тысяч, превратиться в город? Как ни удивительно, ответы на эти вопросы могут быть положительными. На последней сессии Госсовета РТ было принято постановление о преобразовании двух поселков (Лубяны Кукморского района и Шемордан Сабинского) в сельские населенные пункты.


Изначально в Комитет по местному самоуправлению и государственному строительству Госсовета РТ поступило 21 предложение о преобразовании поселков в села и сел в поселки городского типа. Многие из этих предложений, что называется, “притянуты за уши”, поэтому прошли пока два. Почему “пока”? Потому что от изменения их статуса зависит модель местного самоуправления (МСУ), которая начнет действовать в республике с 1 января 2006 года. А от этого зависят структура власти, распределение бюджетных средств, льготы, налоги и многое другое. Впрочем, обо всем по порядку…


В прошлом году был принят Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, который дал старт муниципальной реформе. В нем определены достаточно жесткие рамки для формирования в стране системы самоуправления. В частности, предложены две модели организации МСУ. Первая – это городской округ. Предполагалось, что она будет применена в отношении крупных городов. Приобретение статуса городского округа муниципальному образованию достаточно желанно, так как в этом случае у него будет большое количество полномочий и собственный бюджет. Внутри же городского округа могут “произрастать” “низшие” виды самоуправления – это ТОСы (территориальные общественные самоуправления), ТСЖ (товарищества собственников жилья), уличные и домовые комитеты. “Низшие” виды самоуправления не имеют собственных законодательно закрепленных налогов. Кстати, статус городского округа однозначно получит Казань. Во всяком случае, данный законопроект был принят в первом чтении.


Вторая модель, которую федеральный законодатель предложил субъектам, представляет собой “матрешку”. Это муниципальный район, внутри которого действуют сельские и поселковые органы местного самоуправления. Муниципальная власть и в районе, и в селах предполагает наличие определенных полномочий и собственных бюджетов как у района, так и у поселений. Просто у первого их будет больше.


Логично бы было эту модель использовать в наших районах, учитывая, что сельские органы местного самоуправления работают в Татарстане уже более десяти лет, у них есть определенный опыт. Тем не менее на базе районов хотят организовать городские округа. Для этого надо “не вписывающиеся” в схему поселки превратить в села, а некоторые сельские населенные пункты сделать поселками городского типа. В общем, подготовить базу для муниципальных образований под названием “городской округ”.


По словам первого заместителя министра экономики и промышленности, директора Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров РТ Алевтины Кудрявцевой, муниципальный район является неудачной моделью, и в России она нигде нормально не работает. Так как у муниципальных образований района бюджет выходит с профицитом, зато на уровне самого района – с дефицитом, причем значительным, доходящим до 40 процентов. На содержание же района передаются многие объекты инфраструктуры, и при данном раскладе денег на их финансирование не будет.


Такова мотивация властей в предпочтении городских округов муниципальным районам.


“Переходя на городские округа, мы фактически являемся могильщиками местного самоуправления”, – высказал свою точку зрения председатель Комитета по местному самоуправлению и государственному строительству Госсовета РТ Александр Федоров. Ведь если районы превратятся в городские округа, то о местном самоуправлении на местах можно забыть. В этом случае по федеральному закону могут быть организованы только ТОСы (территориальные общественные самоуправления). То есть никаких законодательно закрепленных налогов у этих органов не будет. Вместо бюджета – смета (если еще район захочет) и полномочия – на уровне уличного комитета: агитация людей на уборку улиц, дворов и так далее. В общем, работа сугубо общественная.


Парадокс состоит еще и в том, что ряд населенных пунктов никак не соответствует тому статусу, который они хотят приобрести. К примеру, как можно признать рабочий поселок Васильево селом? В нем проживают 17 тысяч человек, на территории расположены промышленные предприятия, строительные организации, железнодорожная станция и так далее.


И это еще не все. Для отнесения сельских населенных пунктов к категории рабочих поселков требуется, чтобы численность их населения была не менее трех тысяч человек. Причем рабочие, служащие и члены их семей должны составлять не менее 85 процентов населения. Этому требованию не соответствуют села Тюлячи (74,3 процента) и Новошешминск (84,9 процента), а в представленных в комитет материалах Кайбицкого, Рыбнослободского, Муслюмовского, Сабинского районов эти сведения вообще не указаны. Поэтому становиться этим селам “городами” в угоду кому-то – позиция, мягко говоря, непонятная.


К слову, в комитет поступило 14 предложений об отнесении сельских населенных пунктов к категории поселков городского типа. В этих селах при изменении статуса многие жители лишатся своих льгот. В частности, надбавку в 25 процентов на зарплату потеряют специалисты социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры и спорта. Также можно будет забыть об отсрочке от призыва на военную службу, которая предоставляется по Федеральному закону “О воинской обязанности и военной службе” людям, работающим в сельской местности “на педагогических должностях в образовательных учреждениях” и врачами.


Изменение статуса сельских населенных пунктов повлечет также увеличение налогового бремени для их жителей. В частности, в соответствии с Законом РТ “О плате за землю” увеличится размер земельного налога.


Учитывая все эти моменты, депутаты профильного комитета Госсовета РТ отказались выносить на сессию вопросы о преобразовании поселков в села, а сел – в поселки. Но пять из них, “по оформлению которых нет замечаний правового характера”, в начале сессии были предложены к рассмотрению Министерством юстиции РТ. После заседания комитета, прошедшего в перерыве, от этих предложений осталось и того меньше – всего два, которые и были приняты. Однако впереди – осенняя сессия, принятие на ней около двадцати законопроектов, касающихся местного самоуправления. И чья точка зрения возьмет здесь верх, совсем не ясно.


Кем они будут считаться завтра: горожанами или сельчанами?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще