Пришелся ко двору

С председателем сельхозкооператива “Колос” Тетюшского района Рамисом Сафиулловым мы едем на свекловичное поле Жуковского отделения.

Автор статьи: Владимир БЕЛОСКОВ

С председателем сельхозкооператива “Колос” Тетюшского района Рамисом Сафиулловым мы едем на свекловичное поле Жуковского отделения. Останавливаемся, выходим из машины. Небо безоблачное, солнце палит жарко, но лицо приятно освежает ветерок. С дороги во все стороны просматривается красивая, с зелеными полями и зелеными перелесками местность.


– Видите размоины на поле? – обращается ко мне Рамис Хатыпович. – Это тут ливни постарались.


Действительно, то тут, то там на свекловичном поле видны борозды от дождевых стоков. Кроме того, листья в многочисленных дырках – это град прошелся. Цех под открытым небом – не случайно так называют сельское хозяйство.


Тем не менее на всходы было приятно смотреть. Чистые от сорняков, ровные строчки зеленых растений убегали к горизонту. Видно было, что оправились всходы от удара стихии, окрепли. Да и то: около тонны туков было внесено здесь на каждый гектар. В прошлом году земледельцы хозяйства получили по 360 центнеров свеклы на круг – нынче намечают взять не меньше.


Однако председатель не для любования посевами сюда заехал. Он шел по междурядьям, внимательно рассматривая растения.


– Вот, смотрите, – обратил он мое внимание, – кое-где из одного места по два растения тянутся – это плохо. Семена такие попались, двухростковые. А одноростковых импортных достать не удалось – ажиотаж из-за них нынче был страшный. Теперь придется считать, сколько таких вот двухростковых растений на поле. Если будет более двадцати процентов, то придется нанимать людей для прорывки свеклы…


…Когда я приехал в Жуково, на дороге в солнечных лучах блестели лужи – накануне в этих местах прошел сильнейший дождь. А над пшеничным полем кружил “кукурузник”: он распылял пестициды – против всяких мушек-блошек. С летчиками сельхозавиации у здешнего председателя дружба давняя: без обработок посевов с воздуха защитить растения было бы крайне сложно. Попробуй сунься в поле после дождя на тракторе – одни колеи оставишь. А время не терпит – если хочешь получить хороший урожай, все надо делать вовремя. Не случайно в прошлом году с каждого гектара в хозяйстве получили по 45 центнеров зерна. Такая отдача хлебного поля соседним хозяйствам и не снилась.


– Обработка почвы и посев – это только половина дела, – говорит Сафиуллов. – Не менее важно подкормить посевы и защитить их от сорняков, вредителей и болезней…


Об удобрениях, средствах защиты растений в хозяйстве рассказывали все, с кем доводилось беседовать. Да и огромные полиэтиленовые мешки, набитые туками и лежащие возле склада, говорили о том, что химизацией в “Колосе” занимаются не для “галочки”, а всерьез, по-настоящему.


О своем председателе здесь отзываются положительно. Возглавил он хозяйство в 1997 году и пришелся, как говорится, ко двору.


– Горячий он, требовательный, но справедливый, – говорит управляющий Ильдар Сулейманов. – При нем ни одного гектара без минеральных удобрений не засеваем…


– Если машина с туками по какой-то причине задерживается, мы останавливаем посевной агрегат и ждем, – подтверждает механизатор Талип Сулейманов, однофамилец управляющего.


Механизатор припомнил время, когда начальству без проблем можно было пускать пыль в глаза. Например, если мужикам не хотелось ворочать мешки с минеральными удобрениями, они для вида прицепляли на сеялочный агрегат два-три мешка с туками – и все, катались удобрения по полю день-деньской без применения. У Сафиуллова этот номер не проходит. Рамис Хатыпович в посевную по три-четыре раза заглядывает и на склад, и на поле, где идет сев. Проверит, как сеялки работают, правильно ли установлена норма высева семян. А чтобы проконтролировать то, как используются туки, не ленится в нескольких местах засеянного поля присесть на корточки и разгрести ладонями землю. Если обнаружит огрех, то виноватому мало не покажется – педагогика у Сафиуллова крутая. При этом Рамис Хатыпович старается не задевать самолюбия человека: эмоции – только вокруг производственных вопросов.


Надо сказать, что председателю пришлось изрядно поработать и на ферме, чтобы наладить там порядок. Поначалу доярки стали показывать свой норов, пытаясь отстоять свою вольготную жизнь, замешанную на воровстве и пьянстве. Сафиуллов после недолгих и безуспешных уговоров наиболее зарвавшихся уволил, а на их место привез доярок со стороны. Добился четкого соблюдения на ферме распорядка дня, сбалансированного кормления животных, правильной организации раздоя новотельных и высокопродуктивных коров. Было налажено обновление дойного стада – как за счет завоза нетелей со стороны, так и организации селекционно-племенной работы непосредственно в хозяйстве. И надои стали расти как на дрожжах. В прошлом году в расчете на одну условную голову скота кормов было заготовлено по 39,6 центнера кормовых единиц, а надой на корову составил 3809 килограммов.


Интересно, что цифры эти председатель взял из годового отчета – в голове он их не держит. Зато данные по прибыли помнит назубок: в прошлом году хозяйство получило более


5 миллионов рублей.


– Прибыль – вот главный критерий работы в нынешних условиях, – размышляет Сафиуллов. – Отсюда мы и пляшем: сеем пшеницу, расширили посевы сахарной свеклы, многолеток у нас тысяча гектаров…


К слову будет сказано, в прошлом году из 3230 тонн реализованного сельхозкооперативом зерна три четверти составила пшеница, значительная часть которой была принята как ценная, а это – дополнительная прибыль.


Пшеница – это любовь Рамиса Хатыповича. Любит он бывать в пшеничном поле, когда нива колосится, да если колосья тугие, а зерна – с хорошим наливом.


– Сафиуллов, как хороший агроном, старается во всем на шаг впереди идти, – характеризует председателя “Колоса” глава администрации Тетюшского района Петр Александрович Чекмарев. – Бывает, тот или иной сорт только-только рекомендуется учеными к внедрению, а в “Колосе” уже семенные посевы имеются, и не на одном десятке гектаров. Тут сказываются и связь Сафиуллова с подмосковным научно-исследовательским институтом, и чутье. А отсюда и высокая рентабельность производства.


– Могли бы продавать продукцию и выгодней, так ведь работаем вслепую, конъюнктуры не знаем, – замечает Рамис Хатыпович. – Нынче толкаем пшеницу, к примеру, по три тысячи рублей за тонну, а через неделю, глядишь, она уже стоит четыре тысячи. Перекупщики с нами играют, как хотят, а чиновники из высоких кабинетов безучастно смотрят на то, как нашего брата облапошивают.


Говорит о наболевшем Сафиуллов спокойно, без надрыва. Это не жалобы не знающего, как быть и что делать, сдавшегося на милость рыночной стихии руководителя. Это просто замечания сильного и уверенного в себе человека, для которого стоящие перед ним преграды – лишь дополнительный раздражитель, побуждающий мобилизовываться на их преодоление. Между прочим, в Жукове мне говорили и о том, как “Колос” сумел хорошо заработать на реализации свинины: председатель, прощупав ситуацию, улучил момент, когда она пошла по более высокой цене, чем давали за нее потребители буквально сутками раньше.


Надо отметить, что, придя в хозяйство на должность председателя, Сафиуллов не стал тащить за собой следом новую команду.


Тот факт, что ни одного из здешних специалистов Рамис Хатыпович не уволил, хотя квалификация не каждого из них его устраивает, уже говорит о многом.


– Они же тут родились, выросли, здесь они живут, – рассуждает он. – Зачем же мне саблей махать? Работаем, варимся, как говорится, в собственном соку. Ничего, вроде получается.


Рамис – из простой крестьянской семьи. Отец его, Хатып Арифуллович, всю жизнь проработал механизатором, мать – Сагдарбану Сибгатулловна – была простой колхозницей. Вырастили они четверых детей, дав в дорогу каждому напутствие – жить честно. Слова эти, как видно, ветром в сторону не отнесло.


– Никто здесь не может кинуть в меня камень за то, что я, например, продал на сторону машину зерна или сплавил налево бычка ради собственной наживы, – говорит Рамис Хатыпович. – Поэтому и работают, поэтому и терпят меня, когда я ругаюсь…


В Жукове – центральной усадьбе хозяйства, – я разговаривал и со специалистами, и с рабочими, и с работниками социальной сферы, и с пенсионерами. И никто худого слова про своего председателя не сказал. А ведь в хозяйстве тот же острый ныне вопрос по земельным паям юридически не решен: свидетельства сельчан лежат в сундуках, договора аренды земли не заключены. Словом, есть, казалось бы, за что пожаловаться на Сафиуллова. Ан нет, все будто сговорились: “Хороший у нас председатель – и зарплату дает, и корма для личного скота выделяет, и в личных просьбах не отказывает…”


Подумалось тогда: разве может быть для руководителя более высокая награда, чем такое вот признание сельчан? Нет, не может. И Сафиуллов ее заслужил. Честной, добросовестной работой, неустанным стремлением во что бы то ни стало не только удержать хозяйство на плаву, но и двигать его вперед. При этом, так сказать, в добровольно-принудительном порядке присоединяя к себе бригады и отделения соседних, вконец разорившихся хозяйств. А сельхозкооператив “Память Яковлева” с его 1680 гектарами, растерзанным машинно-тракторным парком и многомиллионными долгами колосовцы, чертыхаясь и матерясь, взяли целиком. И уже вложили в него миллионы рублей, засеяв поля своими семенами, внеся в рядки сотни тонн минеральных удобрений.


– Ничего, будем и с этих полей прибыль получать, – уверенно говорит Рамис Хатыпович.


Как бы трудно ни было, “Колос” идет в гору. Растет поголовье скота, обновляется машинно-тракторный парк. На новых комбайнах “Дон-1500” выйдут нынче в поле передовые механизаторы Николай Александрович Андрианов и Николай Константинович Белов. А молодой механизатор Александр Андрианов получил за хорошую работу новенький МТЗ-1221.


По итогам 2003 года Сафиуллов был признан победителем республиканского конкурса “Руководитель года”, получив награду из рук Премьер-министра РТ Р.Минниханова. Единственный в агропромышленном комплексе республики. Как говорится, почести – по заслугам.


Однако село – это не только производство.


– Без “Колоса” нам ни школы не отремонтировать, ни детский сад, ни клубы, – говорит председатель Жуковского Совета местного самоуправления Евгений Иванович Малкин. – Да и на продовольственные пакеты ветеранам мы бы не наскребли деньжат без помощи сельхозкооператива. Рамис Хатыпович в этих вопросах, как может, помогает.


…Когда перед отъездом в Казань мы снова сидели в кабинете председателя, к конторе подъехала грузовая машина с нагруженными доверху досками. Вошел управляющий, чтобы получить распоряжение на приемку груза.


– Слушай, Ильдар, – обратился к нему Сафиуллов, – а ты не поленись, измерь шесть-семь досок. Если хотя бы одна на миллиметр окажется тоньше, заворачивай продавцов назад…


“Миллиметровщик”, – подумалось мне тогда про хозяина кабинета. И этот рядовой, в общем-то, в жизни большого хозяйства и его председателя эпизод еще ярче высветил истоки вчерашних и нынешних успехов сельхозкооператива “Колос”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще