Почти во всех районах республики на полях рокочут комбайны. В уборочные работы втягивается все большее количество хозяйств. Идут косовица и обмолот озимых культур, гороха и ячменя.
Тревожно на сердце хлебороба. Урожай выращен неплохой, но что толку, если уйдет он за бесценок. Бывало же так! До сих пор неизвестно, по каким закупочным ценам пойдет хлеб в госресурсы. Договоры на получение товарного кредита заключены давно, по ним получены и используются горюче-смазочные материалы и удобрения, на хозяйствах повисли тяжеловесные долги. А удастся ли с ними рассчитаться? Вопрос остается открытым.
В прошлом году в республике резко снизились объемы заготовки продовольственной ржи – более чем в десять раз. Оказалось, что в зерне много спорыньи – ядовитой примеси. И произошло это потому, что руководители и специалисты хозяйств из-за падения закупочных цен на рожь снизили внимание к этой культуре, стали допускать нарушения технологии.
Руководители некоторых хлебоприемных предприятий, пользуясь своим монопольным положением, вынудили председателей и директоров сельхозпредприятий подписать договоры с кабальными для сельхозтоваропроизводителей условиями. В частности, по спорынье вместо коэффициента 0,25%, предусмотренного ГОСТом при заготовках зерна для переработки и хранения, была поставлена цифра 0,05%, которая установлена ГОСТом при поставке зерна непосредственно на мельницы. В общем, выкрутили крестьянам руки, погрев свои, и все это при попустительстве глав администраций районов и райсельхозпродуправлений. Пришлось в ситуацию вмешаться и инспекторам управления Росгосхлебинспекции по РТ, и правоохранительным органам.
Как будет дело обстоять в этом году? На каких условиях выстроятся отношения участников хлебного конвейера? Пока неясно. И это неведение – один из главных тормозящих факторов в начавшейся уборочной страде.