Сельская “бытовка”. Как с ней быть?

Республиканский семинар работников бытового обслуживания состоялся на днях в Казани.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Республиканский семинар работников бытового обслуживания состоялся на днях в Казани. На нем собралось более ста пятидесяти участников всех районов Татарстана, среди которых были специалисты по ремонту бытовой техники, одежды и обуви, мастера по пошиву меховых изделий, парикмахеры.


В постперестроечный период отодвинутое на задворки экономики бытовое обслуживание населения стало хиреть. Закрылись или перепрофилировались, превратившись в банальные торговые точки, многие дома быта, особенно сельские. Сломанные утюги и чайники, требующие ремонта босоножки оказались на пыльных полках в чуланах – жалко выбрасывать, но починить негде.


Сегодня нерешенных проблем в сфере республиканской “бытовки” хоть отбавляй, и о них на семинаре с болью говорил генеральный директор “Татбытсервиса” Васим Вахитов. Ведь кроме руководимой им фирмы “народным бытом” в Татарстане практически никто не занимается, а сам “Татбытсервис”, формально относящийся к Министерству торговли и внешнеэкономических связей РТ, фактически варится в собственном соку, в министерстве никто его не курирует. Нет подобной контролирующей и руководящей структуры и в Кабинете Министров РТ. Правда, там есть специалист, который, наряду с торговлей и общепитом, координирует и деятельность бытового обслуживания. Но сферы, согласитесь, настолько разные, что требуют сугубо индивидуального и профессионального подхода.


А вот в соседнем Башкортостане, по словам В.Вахитова, работает департамент по развитию сферы обслуживания. Такая же структура создана в Нижегородской области. В Татарстане в 80-е годы действовало министерство бытового обслуживания, вплоть до 2001 года существовало управление по развитию бытового обслуживания при Минторговли РТ. Но управление упразднили, а создать на его месте что-то новое не сочли необходимым. Между тем жизнь требует государственного внимания к этой отрасли.


Взять кадровый вопрос. С одной стороны, важно сохранить прежних специалистов, хорошо знающих отечественную технику, умеющих ее ремонтировать. С другой, сегодня нужны мастера экстра-класса, которые могли бы починить стиральную машину, домашний кинотеатр или видеомагнитофон зарубежного производства. Возобновление конкурсов профессионального мастерства среди специалистов бытового обслуживания стало бы подспорьем в решении этой проблемы.


Те районы, в которых сумели худо-бедно сохранить систему и кадры, приспособить “бытовку” к рыночным условиям, могут похвалиться и налаженной работой служб сервиса. К ним относятся Мамадышский, Актанышский, Сармановский, Зеленодольский, Сабинский районы.


Одной из главных тем семинара стало бытовое обслуживание сельских жителей. Увы, многие сельчане в настоящее время остались вообще без услуг. Не так давно автору этих строк довелось побывать в селе Три Озера Спасского района – старинном крупном населенном пункте, где проживает около тысячи человек. До перестройки здесь действовал большой дом быта, оказывавший населению всевозможные услуги. Работал там, например, мастер Владимир Петряев – чинил радиоприемники и прочую технику. Но в 90-е годы дом быта закрыли как бесперспективный, и сейчас крепкое с виду двухэтажное здание зияет пустыми окнами. Оставшийся без работы Петряев поначалу принимал заказы односельчан на дому, но затем ему стало трудно справляться с этим в одиночку, без централизованного снабжения запчастями. Жители Трех Озер сокрушаются: теперь из-за каждой ерунды надо ехать в район.


А ведь сколько таких нуждающихся в республике! Некоторые селения расположены весьма далеко от райцентров, иной раз за 50-60 километров, не наездишься. И если к стоимости услуг прибавить еще и транспортные расходы, вовсе получится кругленькая сумма. Как же быть? Конечно, нужна поддержка.


– Только не надо давать денежные компенсации на развитие отрасли непосредственно предприятиям бытового обслуживания, – считает Васим Вахитов. – Нужно поддерживать конкретных людей. В каждом районе, как известно, имеется бюджет, в котором есть строка о социальной защите населения – там и льготы, и надбавки малоимущим. Мне кажется, что эта строка должна стать весомее за счет расходов на бытовые услуги малоимущим, нуждающимся гражданам. Встречаясь с главами администраций, я каждый раз поднимаю эту проблему, главы соглашаются. Но, увы, дальше разговоров и обещаний пока дело не идет.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще