“Голубые нивы” ждут хозяина

На днях у меня гостил давний знакомый, живущий ныне в одной из теплых стран ближнего зарубежья.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ

На днях у меня гостил давний знакомый, живущий ныне в одной из теплых стран ближнего зарубежья. Будучи человеком весьма любознательным, день за днем объезжал он Бугульминский район, чтобы получше познакомиться с неизвестным ему краем, и в конце концов воскликнул: “Да у вас тут просто вторая Карелия!” И ведь на самом деле: если не у каждой бугульминской деревни или села, то уж точно рядом со многими из них есть или естественное озерцо, или обустроенный мелиораторами пруд. “Эх, – вздохнул гость с нескрываемой завистью, – нам бы такое раздолье водное! Мы бы себя и соседей зеркальными карпами, карасями да толстолобиками завалили. А кстати, – спросил он, – почему на рынке у вас в основном завозные, всякие там морские, океанские простипомы перемороженные продаются? При таких-то возможностях постоянно к столу свежайший улов надо иметь”.


И возразить ему было нечего, поскольку дело с разведением рыбы в Бугульминском районе обстоит неважно. У нас нет практически ни одного хозяйства, где бы рыбоводством занимались по-настоящему системно и технологически грамотно. Правда, время от времени на тех или иных прудах, как, например, у сельхозкооперативов “Горный”, имени Калинина, бывшего совхоза, а теперь ООО “Сумароково”, появляются некие угрюмые дядьки и прогоняют с берегов удильщиков, заявляя, что в этих водохранилищах коллективы сельхозпроизводителей начали промышленное выращивание карпа, но затем куда-то исчезают. Исчезают обычно осенью вместе с чешуйчатым урожаем. Иногда и пруды пропадают. Приехали прошлой весной бугульминские рыбаки в деревню Старая Письмянка, чтобы в тамошнем пруду карпов потаскать, глядь – а пруда-то и нет. Рукотворное озеро спущено. И по обширному его дну хоть футбольный мяч гоняй…


Неважная ситуация и в Лениногорском районе. Хотя сказать, что там совершенно не уделяется коммерческого внимания “голубым нивам”, нельзя. Периодически, вот как сейчас, подзаработать на них пытаются и отдельные представители частного бизнеса, и кое-кто из сельчан, как, например, жители села Старый Кувак, которые сбились добровольно в небольшую артель для выращивания карпов в пруду. Однако значительная часть лениногорских водохранилищ еще ждет истинно разворотливых хозяев. То же самое можно сказать и в отношении ряда азнакаевских прудов, хотя некоторые из них используются для рыбоводства довольно успешно. Как, в частности, в СПК “Урсай”.


Однако самое убедительное доказательство того, насколько этот на удивление редкий в здешних краях промысел экономически эффективен, можно найти у бавлинского села Крым, где расположен рыбхоз “Дымка”. Название свое он получил по имени протекающей неподалеку реки, которая по первоначальному проекту и должна была подпитывать объекты рыбхоза водой с помощью специальных электроустановок. Но их подверг резкой критике один из московских ученых. “Прикиньте-ка, ребята, – сказал он, – ведь постоянно растущие расходы на электричество сожрут львиную долю ваших доходов”. И предложил вариант, предусматривающий заполнение подразделений рыбхоза водой самотеком и из родников, который и был принят. Специалисты хозяйства взялись за выращивание мальков карпа в технологическом каскаде прудов, из которых несколько так называемых нерестовых и по два выростных и нагульных, с общим зеркалом примерно в 200 гектаров.


Многие бавлинцы считают, что рыбхоз стал предприятием крепким потому, что ему повезло с нынешним руководителем В.Рябых. Уважение земляков и широкую известность он приобрел еще тогда, когда работал агрономом-мелиоратором, выращивая многолетние травы на сотнях гектаров поливного культурного пастбища в местном совхозе “Панаринский”. Он сделал это подразделение одним из лучших не только в республике, но и в стране, в связи с чем имел даже отдельный стенд на ВДНХ СССР.


Без малого двадцать лет назад, уже имея диплом бухгалтера-плановика, В.Рябых выучился в Казанском сельхозинституте на агронома. Но далее ему пришлось возделывать не хлебные, а “голубые” нивы: оценив организаторские способности Владимира Васильевича, власти назначили его директором рыбхоза. И заслуженный мелиоратор республики с головой ушел в неведомое ему пока дело. С тем же новаторским отношением к работе, расчетливостью и умением трудиться чуть ли не сутками без устали. И вскоре рыбхоз начал поставлять на столы бавлинцев и окрестного населения за сезон до ста тонн карпа. С примесью примерно в центнер окуней, которые в период весеннего половодья нередко проникают из недалекой реки в пруды предприятия и принимаются там разбойничать, поедая молодь разводимой рыбы.


Если с этими колючими налетчиками рыбоводы справляются, в общем-то, без больших усилий, вымораживая, скажем, те пруды, в которые окуни преступно прорвались, то вот с двуногими вредителями им приходится несравнимо сложнее. Речь о браконьерах, приезжающих на пруды рыбхоза, чтобы поживиться на халяву. Приезжают из всех соседних районов и даже порой других концов республики. Наносимый ими урон измеряется ежегодно тоннами “живого серебра”. Посему коллектив хозяйства (всего-то десять человек) вынужден наряду с уходом за своими водными угодьями, дамбами, другими гидротехническими сооружениями поочередно нести охрану.


Понятно, что зимой тут забот поменьше, чем летом, особенно в июне, когда год за годом берут начало очередные поэтапные процессы выращивания ихтиоурожая. И еще даже не мальки карпов, а их личинки пересаживаются из “ясельных” прудов в иные, где они уже отдельно от своих отнерестившихся родителей подрастают, набирают массу. Осенью эта рыбья мелочь, называемая сеголетками, переводится в зимовальные квартиры водохранилища, а следующей весной уже окончательно нагуливает вес в соответствующем пруду и в сентябре отправляется потребителям. Вычерпывают труженики хозяйства произведенную ими продукцию тоже по определенной схеме, спуская из водоемов через специальные сетки воду или используя камеры рыбоуловителей.


Основная проблема рыбхоза, который, к слову, не так давно акционировался, заключается в том, что комбикорма, из которых большей частью и состоят ежедневные рационы карпов, серебряных карасей, подорожали за последние годы до 8 тысяч рублей за тонну, да к тому же ездить рыбоводам за кормами приходится не в соседнюю Бугульму, а за тридевять земель в Набережные Челны, что увеличивает транспортные и прочие накладные расходы. Вследствие чего рыбье поголовье в хозяйстве сократилось чуть ли не вдвое. Но и это, следует подчеркнуть, вопреки мнениям пессимистов, утверждавших, что с рыбоводством нынче только разориться. “Дымка” и в столь непростой ситуации по-прежнему остается прибыльным, находящим средства на обновление, наращивание своего производственного потенциала хозяйством. “Надо очень постараться, – заметил Владимир Васильевич, – чтобы, взявшись за разведение карпов и карасей, в убытке остаться. Это дело было и остается, несомненно, выгодным”.


Потому-то, надо добавить, и отделился от рыбхоза бывший его работник И.Пузиков, завел свои собственные “голубые нивы”. Так же поступило и несколько других бавлинцев. Причем, что интересно, не только на селе, но и в городе. Они оборудовали на своих подворьях или возле них пруды, иногда совсем небольшие – 3 метра на 4. Наладили разведение рыбы в водохранилищах у деревень Уд.Ташлы, Поповка, Алексеевка, в других местах.


Есть и иной способ стабильно собирать на водных угодьях изрядный урожай. Его я подсмотрел в одном из оренбуржских городков. Живущий там военный отставник оформил документы на владение заброшенным карьером, из которого когда-то добывали щебень, а потом заполненным грунтовыми водами. Предприимчивый пенсионер засадил деревьями, ягодными кустарниками берега новообразованного озерца, предварительно запустив в него рыбью молодь семейства карповых, купленную на взятые в банке деньги. Ну а когда та прилично подросла, поставил у своего пруда нарядные скамейки, киоски с прокатом дозволенных рыболовных снастей, с мороженым, прохладительными напитками и начал стричь купоны с вложений в такую вот зону отдыха, предоставляя возможность желающим посидеть комфортно с удочками на этом пруду за вполне приемлемую плату. И уже скоро окупил расходы.


Вот так-то.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще