Пройдя мимо нескольких куривших у мастерских механизаторов, Ильгиз услышал, как кто-то из них негромко произнес:
– А не надорвешься, парень?
И сразу понял, что слова эти, произнесенные за его спиной, ему и предназначались. Однако, усмехнувшись про себя, даже не оглянулся, продолжая идти к краю машинного двора, где в беспорядке стояли сильно изношенные, давно уже не использовавшиеся прицепные сельхозмашины. Тщательно осмотрел, ощупал их, не боясь испачкать белую рубашку, и повернулся в сторону внимательно следивших за ним земледельцев:
– А ну, друзья, – махнул рукой, – давайте сюда.
Когда те приблизились, произнес с удовлетворением:
– Согласитесь, уважаемые, что вон ту и ту жатки вполне еще к жизни вернуть можно. Если, конечно, постараться.
– Оно, конечно, и можно, – буркнул самый пожилой из механизаторов. – Но вот только шибко надоело бесплатно-то стараться.
– Да, я знаю, задолженность по зарплате в хозяйстве большая. Но обещаю, что вскоре она будет сокращаться, а за эту работу я заплачу отдельно и сразу, как только вы ее завершите.
– Ильгиз Вазыхович, – обратился к нему водитель грузовика, оснащенного цистерной, – мне пора за бардой для коров на спиртзавод ехать, а в бухгалтерии сказали, что денег на нее больше нет…
– Сейчас будут, – Ильгиз, не задумываясь, достал свои деньги, пересчитал их и обратился к подошедшим агроному и инженеру. – Давайте скинемся на корм скоту.
Механизаторы одобрительно зашумели, засмеялись. Их отчуждение по отношению к новому начальнику стало таять.
Так начался второй день пребывания Ильгиза Курбанова в должности председателя азнакаевского СХПК “Авангард”. А судьба у него вот такая. Поработав после окончания казанского вуза некоторое время главным экономистом в одном из местных хозяйств, он затем в двадцать четыре года возглавил в этом же районе СПК “Митряй”, став тогда самым молодым в республике руководителем на таком посту. А спустя неделю услышал в свой адрес примерно ту же фразу, которую бросили ему вслед земледельцы из нынешнего коллектива. С намеком на возраст: мол, хватит ли у совсем еще зеленого Курбанова силенок, чтобы поставить на ноги слабеющий кооператив?
Хватило. За два с половиной года, что парень был у руля “Митряя”, там существенно повысилась отдача всех подразделений хозяйства, было построено девять домов, к ним, как и к прочим объектам различного назначения, подведено “голубое топливо”.
Срубил себе дом в деревне Митряево – центральной усадьбе СПК и Курбанов, что свидетельствовало о его желании осесть тут с семьей.
Однако у азнакаевских властей был иной взгляд на будущее Ильгиза. Он принял под начало “Авангард” – на сей раз самое крупное хозяйство в районе.
Курбанов попал, как говорится, из огня да в полымя. Был разгар жатвы. А в “Авангарде” крайне не хватало прицепного инвентаря для косовицы. Механизаторы работали неохотно из-за больших долгов по зарплате.
Пообещав проблему с ней решить, молодой руководитель стал тут же объезжать знакомых предпринимателей и брать деньги в долг. Но первыми 95 тысяч рублей из них получили (это был тактический ход Ильгиза) не маханизаторы, а… деревенские ребятишки, которым хозяйство задолжало за помощь еще в прошлогодней уборке урожая. И взрослые не обиделись. Наоборот, это добавило труженикам кооператива веры в его обещания, а значит, и настроения в работе.
Одновременно в СХПК была усилена охрана продукции, строительных, горюче-смазочных материалов, которые продолжала расхищать часть местных жителей.
Курбанов зачастую еще и сам объезжал по ночам фермы, склады и однажды поймал под утро за воровство бензина деревенского парня. Зная крайне жесткое отношение Ильгиза Вазыховича к несунам, тот подумал: иметь теперь дело с милицией.
Но Курбанов закончил с ним беседу так:
– С учетом того, что ты попался на краже горючки впервые, я тебя отпущу. Однако вину загладишь ударным трудом на уборке урожая. Согласен?
И, действительно, парень работал на жатве так, что все удивлялись. Нынче он служит в армии, собирается вернуться в “Авангард”.
Молодежи Ильгиз Вазыхович потрафил еще и тем, что отремонтировал клуб и оборудовал хоккейный корт. Ему было важно теперь не просто сохранить коллектив, но и пополнить его молодежью за счет выпускников школы. Закрепить на земле подрастающее в Тумутуке и поглядывающее за его околицу поколение можно было только заботой о нем.
Надои молока и валовое его производство с приходом Курбанова в СПК увеличились без малого вдвое, а привесы свиней и молодняка крупного рогатого скота выросли на сорок процентов. В хозяйстве планируют закупить для ремонта кооперативного дойного стада в Балтасинском районе полсотни племенных телок, начать разведение овец, гусей, зеркального карпа, а также повысить рентабельность растениеводческого цеха.
Последняя из этих трудоемких задач разбита на ряд локальных. И, прежде всего, подразумевает развитие в хозяйстве семеноводства, для чего в “Авангарде” имеется соответствующая материальная база.
Произойдут на угодьях в 5629 гектаров и иные значительные изменения. Больше, с учетом спроса потребителей, будет посеяно ячменя, рапса, сахарной свеклы, для чего земледельцы хозяйства не только потеснят менее прибыльные нынче культуры, но уже и успели прошлой осенью вспахать 150 гектаров заросших было кустарником и бурьяном неудобий. Курбанов со своими спецами намерен вернуть к производственной жизни и кооперативный огород.
А вот к увеличению продуктивности фруктового сада приступили уже в минувшем году, намереваясь при первой же возможности эту работу активно продолжить, разместив рядом с обновляемыми яблоньками еще и вишни, смородину, другой ягодный кустарник.
Подумали в кооперативе и о том, где станут размещать продукцию. Собираются построить еще два арочных склада на зерновом току, где, к слову, установят еще одну линию по переработке урожая колосовых.
Реализация этих идей потребует немалых средств. И посему в “Авангарде” установили жесткую экономию расходов. Даже мехмастерские перевели на… дровяное отопление, поскольку оно, как и ожидалось, обходится хозяйству дешевле электрического. Перешли на запаривание кормов для скота с помощью печей и животноводы.
Происходящие в хозяйстве изменения не остались без внимания и со стороны тех, кто перебрался в поисках лучшей доли на соседние нефтяные предприятия, в райцентр. И они, как, например, А.Кочерян, Р.Газизуллин, Р.Хазиев, Р.Байрамгалиев, В.Галиев, начали потихоньку возвращаться.
Однако Курбанов по-прежнему до кадров жаден. Потому приобрел для кооператива трех коней. Какая, может возникнуть вопрос, связь между ними и проблемой нехватки в СПК рабочих рук? Да самая прямая. Мечтает Ильгиз Вазыхович открыть в “Авангарде” конно-спортивную школу. Для того опять же, чтобы стала местной молодежи их малая родина еще более привлекательной…