С приходом весны горячие дни на селе наступают не только у земледельцев, выводящих свои агрегаты на поля, но и тех, кто выполняет работу менее приметную, чем у хлеборобов, но тоже очень нужную. И неброская страда их, начинаясь ежегодно примерно в середине апреля, завершается с первыми осенними заморозками.
В недавний воскресный день Мадания Аюпова, как и последние несколько недель, встала с рассветом, а уже около восьми утра была на местном маслодельном заводе.
– Не обидно в выходные работать? – спросил я у нее.
– Да нет, конечно, – улыбнулась Аюпова, – ведь я же сама вызвалась собирать излишки молока, производимого на подворьях моих односельчан. И если это вовремя не сделаю, то молоко может скиснуть, и они убытки понесут. Причем существенные, у нас ведь некоторые и по три коровы держат, как, например, бухгалтер Таскира Закирова или тракторист Рустам Ханиев. Да и я в заработке потеряю…
А он, следует заметить, у молокосборщиков Азнакаевского района довольно приличный, в том числе и у тех, кто в штате маслодельного завода. Сельчане очень дорожат договорами с переработчиками, потому что деньги получают от них с такой регулярностью, какую не всегда могут обеспечить основные их работодатели.
– Своевременный расчет со сборщиками молока является для нас строжайшим правилом, – подчеркнул директор маслодельного завода – филиала ОАО “Татарстан сэте” М.Гаязов. – Мы выдаем им деньги два раза в месяц, и даже прежде, чем уплачиваем налоги и получаем зарплату сами.
Столь трепетное, можно сказать, отношение азнакаевских переработчиков к поставщикам сырья объясняется просто. В округе у них растет число конкурентов, соперничать с которыми становится все сложнее, а с такими мощными, как набережночелнинские, и просто невозможно. И достойно противостоять им можно, лишь постоянно улучшая товарный вид продукции, а главное, повышая ее качество, расширяя ассортимент. И если с реализацией первой задачи на заводе особых сложностей нет, а со второй вообще все в полном порядке – масло “Крестьянское”, сыр “Голландский” и прочие изделия азнакаевцев неоднократно отмечались золотыми, серебряными медалями, иными престижными наградами на республиканских, всероссийских и международных выставках, то вот с расширением ассортимента есть серьезные проблемы. Завод нуждается в притоке молока, а пять здешних хозяйств предпочитают продавать его башкортостанским переработчикам, у которых закупочные цены выше. И таким образом за пределы района ежемесячно уходит до 13 тонн молока, из коего азнакаевцы могли бы изготовить, скажем, около тысячи килограммов сыра.
Тем не менее завод в прошлом году по сравнению с позапрошлым увеличил объемы собираемого молока на 14 процентов. А в первом квартале этого года рост составил даже 48 процентов.
Чем объяснить такой значительный прирост? Изучив опыт балтасинских и актанышских коллег, азнакаевцы стали прибегать к услугам частных предпринимателей, сеть которых в деревнях и селах сами же и сформировали. Эти “индивидуальщики” в отличие от большинства их сотоварищей по заготовительному отряду действуют очень энергично и занимаются только молоком, за каждую тонну которого получают от предприятия дополнительно по 300 рублей. Переработчики компенсируют им также и транспортные расходы.
К тому же, чтобы незамедлительно перерабатывать возрастающее количество молока, заводчане постоянно модернизируют технологические линии, вводят новые мощности. Среди них и суперсовременная котельная, которую переработчики построили всего лишь за год. Обошлась она им, правда, недешево – около 12 миллионов рублей, но в данном случае овчинка выделки стоила: окупится она уже в скором будущем. Кстати, котельная эта является одним из примеров того, что любую проблему на предприятии стараются решать с заглядом в перспективу, так сказать, на вырост.
Недавно завод начал выпускать так называемое комбинированное масло. В нем молочный жир наполовину заменен растительным, а значит оно стало содержать меньше холестерина. И стоит такое масло на 23 рубля дешевле, чем “Крестьянское”, мало чем, на взгляд специалистов, уступая ему по вкусовым качествам. К слову, завод снизил цены и на некоторые другие свои изделия, в том числе на сыр “Голландский”.
Такое решение продиктовано и жесткой борьбой с конкурентами за потребителей, и сезонным снижением спроса на молочную продукцию. Что, несомненно, добавит экономических трудностей переработчикам. Тем более что с прошлого года закупочные цены на молоко поднялись в целом по республике и завод стал платить за каждую тонну на 20,7 процента больше. Да еще и стоимость энергоресурсов то и дело возрастает.
Но я уже неоднократно убеждался в том, что чем сложнее ситуация, в которой оказываются азнакаевские переработчики, тем смекалистей, энергичнее изыскивают и реализуют они очередные варианты получения прибыли. Например, отказались от выпуска отдельных видов продукции, поскольку разойтись те могут только малыми партиями, а это заводу, естественно, невыгодно – затраты на них практически не окупаются. Но чтобы местные потребители не были обделены, закупают у других производителей, скажем, красный обожженный творог, ряд других изделий и с выгодой продают их через свои торговые точки.
Недавно к ним добавился еще один магазин. Расположен он в двухэтажном торгово-бытовом комплексе, где разместятся еще кабинеты управленцев предприятия, конференц-зал, дегустационная гостиная, медицинский пункт, столовая, душевые, комнаты отдыха для персонала. Все это пока доводится до полного благолепия, а вот мини-маркет уже вовсю функционирует. И понятно, почему заводчане поторопились с его открытием. Потому, что он ежедневно приносит “наличку” на текущие расходы. Причем в суммах немалых, поскольку находится в старой части города, где магазинов раз-два и обчелся, да к тому же расположен у оживленной автомагистрали.
Руководит Азнакаевским маслодельным заводом Мударис Гаязов. Он не просто толковый хозяйственник, но и человек, обладающий незаурядным тактическим и стратегическим мышлением. Приняв завод 20 лет назад, когда тот был крайне неопрятным, невзрачным сепараторным пунктом, обнищавшим до полного банкротства, Гаязов сделал из него одно из лучших в России перерабатывающих предприятий. Недаром ему недавно присвоено звание заслуженного работника пищевой индустрии Российской Федерации.