Когда начинаются весенние полевые работы, память моя вольно или невольно воскрешает имя бывшего механизатора сельхозкооператива “Татарстан” Арского района Виктора Сажнова. В один из весенних дней он ушел из дома на работу. Ушел, чтобы уже никогда не вернуться. Он погиб на работе. В поле, где зеленые всходы растений пробуждают в душе каждого человека чувство обновления, радость жизни, надежды на лучшее будущее. Только, как рассказывали механизаторы, у Виктора радости-то никакой не было: гусеничный трактор его из-за старости то и дело ломался, и ему, вместо того чтобы делать норму и зарабатывать деньги, приходилось беспрестанно выходить из кабины и устранять поломки. Видимо, чтобы меньше времени тратить на нудное свинчивание и завинчивание гаек при съеме защитного кожуха, Сажнов снял его совсем. И при следующем выходе из кабинки по неосторожности не успел отвести руку – зацепив за рукав, механизм затянул ее и оторвал. Парень истек кровью…
И вот снова весна, снова механизаторы выводят в поля своих “стальных коней”. Эх, если бы коней – старых заморенных кляч выводят в поле мужики. По данным Гостехнадзора, износ тракторного парка в республике составляет 75-80 процентов. Но это еще полбеды: иные молодые ребята после профтехучилища толком не знают ни саму технику, ни технику безопасности. Как сохранить им жизнь и здоровье?
На днях обстоятельный разговор об этом состоялся на зональном семинаре-совещании, проведенном Министерством труда и занятости населения РТ на базе фермерского хозяйства Г.Котдусова Высокогорского района, с участием министра Б.Захарова. Были озвучены такие данные: в сельском хозяйстве ежегодно получают травмы различной степени тяжести около 40 процентов от всех пострадавших на производстве по республике. При этом аграрный сектор характеризуется и самыми большими показателями травматизма со смертельным исходом. За последние три года, по данным статистики, в сельском хозяйстве погибли 128 человек, или 30 процентов всех смертельно пострадавших на производстве в республике. Почему же происходят эти трагедии?
С одной стороны, работник должен, прежде всего, сам заботиться не только о производительности своего труда, но и о соблюдении мер безопасности. Это – аксиома. Ну а если взглянуть на обратную сторону медали – что мы увидим? А увидим мы очень даже неприглядную картину. На охрану труда работников аграрного сектора средств выделяется очень мало. По данным статистики, в 2003 году на охрану труда в расчете на одного работающего в сельхозпредприятиях пришлось в среднем 403 рубля – это в семь раз меньше, чем в промышленности, и в пять раз меньше, чем в строительстве. Причем если в целом по республике затраты на охрану труда в прошлом году возросли, то на селе, наоборот, уменьшились.
Меньше всех выделено средств на охрану труда в прошлом году в Алькеевском, Апастовском, Рыбнослободском и Тюлячинском районах – от 102 до 399 рублей. 102 рубля! Мыслимо ли на такие средства обеспечить работников положенной спецодеждой и спец-
обувью, тем более создать условия, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности? В сельском хозяйстве республики, по данным органов Госсанэпиднадзора, в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудятся более 17 тысяч человек. Из них более 5 тысяч человек – женщины. Около 60 процентов работников заняты тяжелым физическим трудом. Тем не менее в ряде районов не выделяются средства на технические мероприятия по совершенствованию, модернизации, замене оборудования, инструментов и приспособлений. Работники не обеспечиваются необходимыми санитарно-бытовыми помещениями, что является обязанностью работодателей в соответствии с Трудовым кодексом.
На примере фермерского хозяйства Г.Котдусова участники семинара-совещания смогли увидеть, какие условия для безопасного труда на селе могут быть созданы даже в небольшом формировании. У фермера имеется хорошо оснащенная необходимым оборудованием отапливаемая мастерская, где можно проводить различные виды ремонта. Работники квалифицированные, в их распоряжении комната отдыха, душевая, каждый имеет спецодежду и спец-обувь. Оборудован кабинет по охране труда, где вывешены необходимые инструкции, плакаты, своевременно проводится инструктаж на рабочих местах.
И еще один немаловажный момент следует отметить: фермер своевременно выдает зарплату, обеспечивает работников зерном и сеном. А это значит, что люди работают спокойно, с уверенностью в завтрашнем дне, что, согласитесь, уже немало для безопасной работы.
Кстати, Минтруд не случайно провел семинар-совещание в фермерском хозяйстве. Сектор этот расширяется, занимая все больше земли и увеличивая рынок труда. И далеко не в каждом фермерском хозяйстве вопросы охраны труда стоят на первом месте. Как тут не отметить высказывание председателя республиканской ассоциации фермеров и крестьянских подворий К.Байтемирова, который сказал, что главное условие безопасности труда в частном секторе – это техническое перевооружение. А перевооружаться-то как раз и не получается. Во многих фермерских хозяйствах тракторы – латаные-перелатаные. В этом году из 200 новых тракторов, выделенных селу, фермерам достались только два. Это значит, что перелома в отношении к частному сектору со стороны тех, кто распределяет эту технику, не наступило.