На рынке картошку нынче продают в кружках. Кружка чем-то напоминает, конечно, ведро – она без боковой ручки, конфигурация как у ведра. А вот емкость – кружечная. В нее положишь с верхом от силы 3-4 килограмма клубней. И вот за такую кружку продукции личных огородов продавцы просят 35-40 рублей. В нормальных же ведрах “второй хлеб” на базарах давно не продают – видно, у многих покупателей содержимое кошельков не позволяет купить сразу восемь полновесных килограммов картофеля, помещающихся в стандартное ведро.
Так видится рыночная ситуация с одной стороны прилавка. С другой, конечно, она представляется диаметрально противоположной. Когда все вокруг дорожает на глазах, полсотни рублей за ведро хорошей картошки, над которой надо все лето горбатиться, – это, конечно, не деньги.
Неразрешимое противоречие продавцов и покупателей!
Крестьянские подворья производят, как известно, около 90 процентов картофеля в республике. Могли бы производить и больше, если бы не трудности со сбытом излишков. Дорожает доставка продукции в город, не всегда находится место на базаре, а если находится, то стоит оно недешево. Плюс всякие накладные расходы. Поэтому ожидать, что цены вдруг начнут падать, было бы наивно. И даже то обстоятельство, что все активнее заглядывают в частный сектор оптовые заготовители – в лице коллективных хозяйств, потребительских обществ, частных предпринимателей, на рыночную ситуацию влияние оказывает пока что несущественное. У рынка – свои законы.
Картофель – продукт социальный. Как хлеб и молоко. Без них мы просто не сможем существовать. Последние штаны с себя снимем, а эти продукты будем покупать.
Чтобы цены на рынке были приемлемыми, государство должно поощрять жесткую конкуренцию в производстве таких видов продукции.
На прошлой неделе в опытно-производственном хозяйстве имени Ленина Тюлячинского района состоялось совещание руководителей хозяйств, входящих в “Ассоциацию производителей картофеля Республики Татарстан”. Ассоциации этой всего один год, входят в нее 74 хозяйства с общей площадью 7000 гектаров – это 40 процентов площади общественного сектора республики.
Примечательной особенностью этой организации является то, что в ней объединились и крупные фермерские хозяйства, и коллективные. В их числе признанные картофелеводческие хозяйства, такие как
“Земляки” Нижнекамского, “Сафия-1” Арского, “Давлетова” Мензелинского районов, а также ОКХ имени Вахитова и “Восток” Кукморского района и другие. Старт взят неплохой: с каждого гектара получено по 184 центнера картофеля. Это почти в два раза больше, чем получал общественный сектор в целом по республике за последние годы. Специалистами ассоциации, Минсельхозпрода РТ, учеными КГСХА регулярно проводится учеба по всем технологическим вопросам возделывания и хранения картофеля. Для посадки через ООО “Картофель Татарстана” ассоциированным хозяйствам были реализованы посадочный материал и средства защиты растений на приемлемых для товаропроизводителей условиях. В октябре хозяйствам было отпущено в кредит 1500 тонн калийных удобрений и 800 тонн горюче-смазочных материалов по льготным ценам.
По программе “Развитие картофелеводства” хозяйствам ассоциации были безвозмездно выделены высокорепродукционные семена. А 14 финансово устойчивых хозяйств получат за половину стоимости комплекты евротехники.
Есть основания утверждать, что данная ассоциация – рыночная, а значит, и устойчивая структура. Хотя у руководителей наиболее сильных хозяйств на этот счет и есть некоторые сомнения, тем не менее выделили же они ассоциации 7 миллионов рублей в качестве займа. И интуиция их не подвела: все займы в оговоренные сроки были погашены.
Впрочем, председатель совета ассоциации Т.Хадеев назвал и хозяйства, которые пока не могут выйти из состояния колхозно-совхозной спячки, из-за чего получают низкие урожаи. В их числе – КП “Тукаевская СХТ” Атнинского района, СХПК “Правда” и ПСХ “Дубъязский” Высокогорского, СХПК имени Тукая Рыбнослободского, СХПК “Шали” и СХПК “Гаврилова” Пестречинского районов и другие. В данных хозяйствах сплошь и рядом можно обнаружить такие нарушения, как посадка низкорепродукционными семенами, отсутствие правильного чередования культур по полям севооборота, неумелое использование минеральных удобрений и средств защиты растений…
Что ж, ассоциация делает лишь первые шаги. Хотелось бы верить, что и она будет вносить весомый вклад в то, чтобы на городских рынках и в специализированных магазинах картофеля всегда было много, хорошего качества и по доступным ценам.