Около 45 процентов производимой в Татарстане электроэнергии потребляют сельские предприятия. Однако платят за электричество неохотно. Если на начало этого года общая задолженность сельских районов составляла почти 548 миллионов рублей, то к началу марта она выросла еще на 125 миллионов.
– И в прошлом году нас не устраивал уровень платы за электричество сельхозпроизводителями, составивший 84 процента, – говорит директор предприятия “Энергосбыт” ОАО “Татэнерго” Рим Галиахметов. – Раз уж сельчане не в состоянии платить “живыми” деньгами, то пусть рассчитываются хотя бы зерном, маслом, сахаром по существующим договоренностям. Но и в таком режиме сотрудничество не идет. С начала нынешнего года уровень оплаты снизился вообще до 44 процентов. Мы решили, что так дальше продолжаться не должно.
Здесь надо заметить, что на сегодня “Татэнерго” не требует с сельхозпроизводителей погашения прошлогодних долгов. Полный расчет по текущим платежам – вот условия нормальных взаимоотношений с энергетиками. Притом платить можно той же товарной продукцией. Однако подобное послабление многие районы восприняли весьма своеобразно. Так, в Тетюшском районе возместили только 25 процентов от начисленного, в Менделеевском – 24, в Муслюмовском – 22, в Азнакаевском – 20, в Аксубаевском – 19, в Сармановском – 12 процентов. Поэтому было принято решение отключать неплательщиков от сети до полного погашения текущих платежей.
Сельхозкооператив имени Гаврилова Пестречинского района ежемесячно потребляет электроэнергии почти на 100 тысяч рублей, а общая задолженность хозяйства на конец марта выросла до 1,3 миллиона рублей.
– Чтобы хоть как-то заставить его платить по счетам, мы были вынуждены отключить от электричества административные здания, – говорит начальник Приволжского отделения предприятия “Энергосбыт” Ильгизар Абдуллин. – Однако сельхозкооператив продолжал потреблять электроэнергию безвозмездно. Поэтому 15 марта нам пришлось обесточить и фермы, зерноток, механический парк этого хозяйства.
Такая мера возымела действие. Кооператив спешно перечислил энергетикам 27 тысяч “живыми” деньгами, на 60 тысяч рублей сдал сливочное масло. Но этого оказалось мало, ведь только за январь и февраль СХПК имени Гаврилова был выставлен счет на 200 тысяч рублей. Теперь его председатель Ринат Саляхов возмущается:
– Нужно ведь войти и в наше положение! Мы – сельское предприятие, у меня 700 голов крупного рогатого скота. Ладно, навоз вручную убираем, доильные аппараты от тракторного двигателя работают. Но ведь коров-то и поить надо, тут уж вручную воды не натаскаешь! Если электричество в ближайшие дни не подключат, то животные просто погибнут…
Такая вот аргументация. Она срабатывала не раз, но надо же и меру знать! Сельчане в счет будущего урожая берут кредиты и на них покупают все необходимое для посевной. Но платить за электричество, а тем более брать под это дело кредит – увольте. Легче прикинуться бедными: авось, не заметят, а впоследствии и долг простят. Энергетики же вынуждены обращаться в банк, дабы вовремя заплатить за получаемый газ. Иначе не получается: ведь тот же сельхозкооператив имени Гаврилова не торопится в полном объеме рассчитаться за потребленное электричество.
Впрочем, если бы только это хозяйство. Но в Пестречинском районе таких немало, а общая задолженность района перед энергетиками составляет 30 миллионов рублей. По словам Ильгизара Абдуллина, только за январь-март 2004 года долг пестречинских сельскохозяйственных предприятий вырос на 4,5 миллиона рублей. Поэтому в ближайшее время все производственные сельские комплексы района будут обесточены.
Как заметил Рим Галиахметов, если руководитель сельхозпредприятия грамотно выполняет свои обязанности, то проблем с платой за электричество у него быть не должно. Рачительный хозяин обычно налаживает у себя систему учета электроэнергии, следит за его рациональным потреблением. В некоторых районах Татарстана сегодня не только оплачивают текущие платежи, но и погашают прошлогодние долги.