Крепко стоять на земле

Самую солидную в республике арендную плату за земельный пай выдает сельчанам глава фермерского хозяйства “Дары” Бугульминского района, он же председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана, Камияр Байтемиров.

Автор статьи: Владимир БЕЛОСКОВ

information_items_1347368219

Самую солидную в республике арендную плату за земельный пай выдает сельчанам глава фермерского хозяйства “Дары” Бугульминского района, он же председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана, Камияр Байтемиров. По 4200 рублей за свои 6,2 гектара земли, переданные фермеру в аренду, получает в конце года в виде продукции и услуг каждый из шестнадцати пайщиков села Березовка.


Камияр Байтемиров– Мы с женой шесть лет назад передали Камияру Мижагитовичу два своих земельных пая, – говорит бывший механик бывшего откормсовхоза, а ныне пенсионер Иван Андреевич Ильин. – И регулярно получаем все, что записано в договоре. Нынче, например, в счет оговоренной суммы я приобрел шифоньер, прихожую, два стола, несколько мешков муки и фуража…


Арендная плата за землю… Сколько лет уже прошло с тех пор, когда по закону земля в республике была разделена на паи и сельское население получило на руки свидетельства на право распоряжаться этой землей и получать арендную плату в случае передачи ее в пользование тому или иному хозяйству. Суть земельной реформы как раз и заключается в том, чтобы сельчане не на словах, а на деле стали собственниками, а значит, и хозяевами земли, ее распорядителями. Однако до сих пор во многих хозяйствах республики договоры с населением на аренду паев не заключены, и земля, по сути, используется коллективными хозяйствами путем самозахвата. А если кто-то начинает роптать, ему тут же затыкают рот: бери, мол, свой пай и катись ко всем чертям. А что с ним делать старушке, учителю, врачу?


Камияр Байтемиров который год борется за то, чтобы свидетельства на право распоряжаться земельными паями не стали копеечными ваучерами. В самых высоких кабинетах в столице, будучи членом межведомственной комиссии по экономическому развитию республики, и в Минземимущества РТ, и в Минсельхозпроде РТ он не устает доказывать, что для того, чтобы сельчане действительно осознали себя хозяевами земли, надо их земельные доли выделить в натуре, то есть на местности, с обозначением границ. Тогда это будет земельная реформа. И непременно за аренду земельных долей надо платить. И строго спрашивать с тех руководителей, для кого закон не писан.


…Летом 2003 года в Спасском районе состоялся республиканский семинар-совещание по проблемам сельского хозяйства с участием Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Особой приметой стало то, что первым объектом в программе практической части был не крупный сельхозкооператив, не агросервисная организация, не перерабатывающее предприятие, как это бывало обычно, а рядовое фермерское хозяйство. Несколько лучших фермеров республики на определенное время оказались в центре внимания участников совещания.


Нельзя сказать, что прежде новому укладу на селе со стороны республиканского руководства внимания не уделялось. Достаточно вспомнить нашумевший республиканский семинар-совещание 1997 года в Альметьевском районе, где по инициативе Минсельхозпрода РТ было создано сразу более сотни фермерских хозяйств. Однако все это больше было похоже на кампанию, через некоторое время эти хозяйства стали распадаться, революции сверху не получилось. И это понятно. Можно назначить председателя, но нельзя назначить фермера, хозяина.


В том, что в центре внимания участников спасского семинара-совещания оказались фермеры, была немалая заслуга и председателя Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияра Байтемирова. Он тоже выступил.


На таких мероприятиях регламент жесткий, да и перед столь солидной аудиторией непросто собраться с мыслями, естественное волнение мешает. Но Байтемиров, как выяснилось, в таких ситуациях чувствует себя как рыба в воде. Он из тех людей, которым чем трудней, тем лучше. К тому же в помощь образование и опыт: окончил в свое время Бугурусланский сельхоз-техникум, Кинельский сельхоз-институт, позднее – Московскую академию менеджмента и агробизнеса. Работал и заместителем директора училища, и главным агрономом совхоза. В общем, ему оказалось вполне достаточно и трех-четырех минут, чтобы сказать о главном. О чем это? Естественно, о слабой поддержке государством частного сектора, и в том числе фермерских хозяйств.


Чтобы выступить с критикой в такой ситуации, надо иметь смелость. Тем более когда критика “не вообще”, а адресная. Без внимания собравшихся наверняка не осталось то, что, критикуя за торможение в выделении положенных бюджетных средств Минфин, Байтемиров метнул стрелу как бы ненароком и в Минсельхозпрод РТ, да так, что авторитетному главе этого ведомства Марату Ахметову, от лояльности которого во многом и зависит бюджетная поддержка фермеров, пришлось прилюдно объясняться.


…Глава фермерского хозяйства “Дары” Бугульминского района Камияр Байтемиров еще несколько лет назад обратил на себя внимание острыми и в то же время взвешенными выступлениями на фермерских съездах и конференциях.


– Рассудительность, объективность в оценках, самообладание – эти качества Камияра Мижагитовича стали решающими при выдвижении его четыре года назад на должность председателя республиканской ассоциации фермеров, – говорит глава фермерского хозяйства “Земляки” Нижнекамского района Владимир Аппаков. – И мы теперь убеждаемся, что не ошиблись в выборе…


Живет Камияр Мижагитович в Бугульме, в окрестностях которой, в районе села Березовка, расположены земли его фермерского хозяйства, но практически еженедельно по два-три дня, а то и более бывает он в Казани, где находится офис республиканской ассоциации, откуда и наносит многочисленные визиты то в Кабинет Министров РТ, то в Минсельхозпрод РТ, то в Минфин РТ, в другие организации. Нередко бывает в Москве, в Ассоциации крестьянских и кооперативных организаций России.


Поначалу после избрания нового председателя некоторые члены совета ассоциации стали откалываться от Байтемирова, посчитав, что он больше занимается разговорами, чем конкретными делами. Но проходил месяц за месяцем, и стиль работы Камияра Мижагитовича стал многим импонировать: это была не работа по затыканию дыр и прорех, а настоящая государственная деятельность по претворению в жизнь аграрной реформы. Как раз то, чего и требовала ситуация: важно было, прежде всего, утвердить в общественном сознании понимание, что фермерство – это не очередная кампания на селе. Инициативность и конструктивный диалог с властями, актуальность и глубина постановки вопросов, четкая аргументация и доказательность в отстаивании точки зрения, терпение и выдержка, популяризация фермерского уклада жизни на селе через средства массовой информации – все это, в конечном итоге, стало приносить плоды. Главным достижением Байтемирова на этом пути стало принятие инициированного им постановления Правительства РТ о том, чтобы выделяемые государственные бюджетные средства для фермеров шли не в общей смете Минсельхозпрода РТ, где они потом распылялись по многочисленным расходным статьям, часто не доходя до адресатов, а выносились в отдельную строку. Это решение стало настоящим прорывом в подходе государственных органов к фермерству.


– Трудно рождалось это постановление, – вспоминает Камияр Мижагитович. – Была создана авторитетная комиссия, споры кипели вокруг каждого пункта. Но даже тогда, когда проект его был уже подготовлен, он не сразу поступил Премьер-министру на подпись. Пришлось заявить, что если проект будет пылиться в столах чиновников, то я пойду к Президенту.


Заявление Байтемирова возымело действие.


В общем, деньги фермерам пошли. Правда, по капле, и то в основном в виде техники. Ну так ведь и это хлеб.


Бюджетная поддержка фермерского сектора пока слабовата. На всю республику, где насчитывается уже более двух тысяч фермерских хозяйств, выделяется из российского и республиканского бюджетов средств столько, что их едва бы хватило двум-трем десяткам фермеров, решившихся поднять свои хозяйства с нуля. А жить надо. Желающих самостоятельно хозяйствовать хватает. Но где взять начальный капитал? Банковские кредиты? Получить их очень сложно, да и не каждый на это решится, ведь надо закладывать под кредит дом или автомашину. Поэтому председателю республиканской ассоциации приходится постоянно вести с фермерами трудный диалог, когда речь заходит о конкретной материальной помощи. А заодно объясняться и с контролирующими органами.


Как-то республиканскую ассоциацию фермеров проверил Комитет парламентского контроля при Госсовете РТ. Копали основательно, но ничего крамольного не нашли. И тогда Байтемирова обвинили в том, что он купил на бюджетные средства “Волгу”. Со стороны могло показаться, что авторитет председателя повис на волоске. Но странное дело. Именно после этой проверки маститые фермеры стали возвращаться к делам ассоциации, вновь проявляя к этому интерес. Потому что увидели и порядок в финансово-хозяйственных делах ассоциации, и то, что за разговорами, которые ведет Камияр Мижагитович, пусть не сразу, а постепенно, но следуют конкретные дела. Например, благодаря помощи республиканской ассоциации был построен межфермерский завод по переработке гречихи у фермера Миннегаяна Шакирзянова в Заинском районе. Возведен цех по производству хлопьев быстрого приготовления в фермерском хозяйстве Мудариса Миннуллина из Арского района. Зерносушилки смогли приобрести фермеры из Бавлинского и Буинского районов Вахит Исламгалиев и Расых Мифтахетдинов. Что касается “Волги”, то ничего криминального тут нет. От Бугульмы до Казани – почти четыреста километров. На своей машине не наездишься.


Много усилий прилагает Байтемиров по созданию в республике кредитно-потребительских кооперативов, которых насчитывается уже четырнадцать. Их задача – обеспечить заемными средствами фермерские хозяйства и крестьянские подворья – тот сектор экономики, который дает половину валовой продукции сельского хозяйства, но до сих пор обделен вниманием государства.


– Половину, понимаете? Лопатами да вилами – половину! – Байтемиров говорит спокойно, но большая энергетика каждого слова чувствуется явственно. – Но при этом подворьям – ни льготных кредитов, ни дотаций. Разве это справедливо? Вот мы сейчас и создаем кредитные товарищества, которые станут опорой малого бизнеса на селе.


Нелишним будет заметить, что имеется правительственное постановление, которым на развитие кредитно-потребительских кооперативов предусмотрено выделение 15 миллионов рублей в год – с “кровью” отстоял эту сумму фермерский вожак.


– Вот только реальных денег мы пока не получили, – замечает он. – За ними, как всегда, надо еще походить.


Да, приходится за обещанным ходить, обивать пороги многочисленных чиновничьих кабинетов. Хотя план мероприятий, намеченный съездом предпринимателей, подписан Президентом РТ. И в этом плане указана цифра – 15 миллионов рублей на развитие кредитно-потребительских кооперативов…


Остается пока довольствоваться тем, что все кредитно-потребительские кооперативы от Агентства по развитию предпринимательства РТ получили дорогостоящие комплекты компьютерной техники. И в этом есть заслуга Байтемирова.


Между прочим, компьютерное оборудование вручили на научно-практической конференции, состоявшейся в ноябре в Казани в рамках традиционной ярмарки-выставки, одним из организаторов которой является Ассоциация фермерских хозяйств и крестьянских подворий РТ. В работе конференции приняли участие первый вице-премьер Татарстана Равиль Муратов, президент Ассоциации крестьянских и кооперативных организаций России Владимир Башмачников, руководители целого ряда областных и республиканских фермерских организаций и кредитно-потребительских союзов. Вел конференцию Камияр Байтемиров, что свидетельствовало о его авторитете и в правительственных, и в фермерских кругах.


Когда он говорит, его слушают. И слушают внимательно.


– Потому что он не об абстрактных вещах речь ведет и не о второстепенных, – замечает фермер из Бавлинского района Вахит Исламгалиев. – Он говорит о самом насущном…


Работу свою Камияр Байтемиров строит четко и целенаправленно. Потому что у него есть глубокое представление не только о том, что происходит в сельском хозяйстве страны и республики, но и в каждом районе. Он знает, где и как относятся к фермерам, какие у них трудности. В этом помогают ему работники исполнительной дирекции ассоциации, включая юридическую службу, и в первую очередь исполнительный директор ассоциации, она же исполнительный директор союза кредитно-потребительских кооперативов Татарстана “Агрокредитсоюз”, Гульфира Зиатдиновна Ризаева.


– Главное сегодня – это земельный вопрос, – говорит Камияр Мижагитович. – Земля – подлинная ценность, она – кормилица. Но надо, чтобы у нее был хозяин. Не на бумаге, а реально, по сути своей. К сожалению, чиновниками разного уровня делается все, чтобы частная собственность на землю не стала реальностью…


Увы, не все в жизни получается так, как надо бы. Иной раз Байтемирову хочется завыть волком от бессилия и безнадеги – будто в том, что происходит не так, виноват именно он. И тогда Камияр Мижагитович, возвратившись в Березовку, садится на трактор и выезжает в поле. Там, распахивая плугом пашню, он отдыхает душой. Натужно рокочет “стальной конь”, все шире за плугом черная полоса пахоты. И постепенно, увлекшись извечной крестьянской работой, фермер успокаивается и приходит в равновесие.


– Мое поле, моя земля – как это здорово, – философски размышляет фермер. – Душа поет, когда трудишься на земле, которую доверили тебе люди и где есть твой собственный пай. Днем и ночью бы пахал…


Когда-нибудь это здоровое чувство собственности возродится в крестьянине. Чувство, которое уничтожалось и придавливалось и в годы революции, когда земля была национализирована, и в годы коллективизации, когда людей вынуждали последнюю корову со двора отправлять в колхозное стадо, и в хрущевскую “оттепель”, когда поголовье скота на подворье строго регламентировалось…


Впрочем, в Березовке впадать в уныние или долго философствовать не дают.


– Знаете, сколько у нас тут забот и проблем, – рассказывает председатель Березовского совета местного самоуправления Зоя Ивановна Валиуллина. – Без Камияра Мижагитовича мы с ними вряд ли бы справились. Во-первых, в его магазине и мука, и хлеб дешевле, чем на рынке или в райповском магазине. Во-вторых, он участвует практически во всех общественно значимых мероприятиях: на День Победы выделяет ветеранам войны, а их у нас шестьдесят три человека, продовольственные наборы. Он дает также средства на проведение Сабантуя, на подарки в День пожилых людей, на Новый год, на День учителя… Не отказывает в выделении транспорта на субботники. Вот и горку для детей возле своего офиса оборудовал, елку поставил и нарядил…


У Байтемирова – 130 гектаров земли, мельница, пекарня, магазин. Плюс кредитно-потребительский кооператив “Акчарлак”. Хозяйство немалое. Хотя сын Радик, оканчивающий ТИСБИ и получающий образование юриста, а также дочь Гульнара, по образованию бухгалтер, неплохо управляются в отсутствие отца, однако пригляд за всем Камияр Мижагитович ведет строгий. Не может же у председателя республиканской ассоциации хозяйство быть слабым.


…Незадолго до Нового года Камияр Байтемиров вернулся из Москвы, с личной встречи с заместителем Председателя Правительства – министром сельского хозяйства России Алексеем Гордеевым. Глава аграрного ведомства страны пригласил Камияра Байтемирова, чтобы выслушать его мнение относительно того, как нужно решать те или иные проблемы сельского хозяйства.


– Разговор шел о бюджетной помощи селу, о развитии инфраструктуры фермерских хозяйств и крестьянских подворий, материально-техническом снабжении фермеров, о выделении земельных долей крестьянским подворьям, – рассказывает Камияр Мижагитович. – Попытался я обосновать и необходимость внесения изменений в федеральный закон об обороте земель сельхозназначения, изъянами которого пользуются в некоторых регионах губернаторы, чтобы препятствовать становлению фермерских хозяйств…


Несколько лет фермеры Татарстана мечтали о том, чтобы их ассоциацию возглавлял не чиновник, а фермер. И вот он появился – Камияр Байтемиров. Преуспевающий предприниматель, человек села. Крепко стоящий на земле и добивающийся, чтобы у нее были настоящие хозяева.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще