– Где можно найти Сирину Гайфуллину? – спросил я у сидящей на лавочке пожилой женщины.
– Да не надо ее искать, – ответила старушка, – вот-вот сама здесь будет.
И в самом деле, вскоре притормозил грузовичок, из кабины которого соскочила на землю стройная, быстрая в движениях женщина.
– Гюльзиян-апа, – обратилась она к старушке, – вот попробуйте с бабаем моей капусты. Вроде бы с виду хороша. Если понравится, приходите – еще дам, урожай нынче уродился на славу. – И, взглянув на часы, заторопилась. – Хочу еще успеть в дом престарелых свежих овощей завезти…
В бавлинское село Татарский Кандыз Гайфуллины приехали много лет назад. Сирина пригласили работать заместителем директора в хозяйстве, а его супруга Сирина, выпускница Казанского пединститута, стала преподавать в местной школе. Шло время, Сирин увлекся фермерством. На двадцати двух гектарах паевых семейных угодий начал выращивать зерновые. Делал все своими руками. Но однажды признался, что трудно ему в одиночку, и если бы супруга взялась помочь, можно было бы, помимо зерновых, выращивать овощи. Он уже говорил в районной администрации о возможности получить надел в речной пойме.
Сирина поразмыслила и согласилась. Дела у супругов пошли неплохо, ведь оба с малых лет были привязаны к земле, а у Сирина к тому же было высшее сельскохозяйственное образование.
Когда получили прибыль, так хотелось потратить деньги на обустройство собственного дома! Но взвесили все и решили, что нужно построить теплицу, купить колесный трактор, бортовой “газик”, прицепной инвентарь. Да и двух толковых помощников не помешает нанять. Долгими вечерами Сирин и Сирина мечтали, как разовьют свое фермерское хозяйство “Тан”, какие великолепные урожаи будут зреть на их поле. Но случилась беда – после тяжелой болезни умер Сирин.
Односельчане грустно покачивали головами, жалея Сирину. Советовали вернуться в школу, ведь одной женщине с землей управляться трудно. А Сирина молчала, у нее зрело свое решение…
Как-то осенним утром она отправилась на “их поле”. Опустевшее после окончания уборки, казавшееся под моросящим дождем еще более сиротливым, оно неожиданно увиделось ей в ином свете. Вот здесь, у кустов ивняка на берегу речки, они стояли с Сирином и смеялись, обсуждая какой-то пустяк. Каждый комочек земли знаком до боли, и эту землю она должна продать? Нет, не бывать этому.
В размышлениях Сирина не расслышала шаги за спиной.
– Хозяйка, а, хозяйка, – неожиданно прозвучал голос, это подошли рабочие Вагизов и Занкиев, – нам что, теперь искать новую работу?
– А разве в моем хозяйстве вы уже все переделали? – стараясь не показать печали, спросила Сирина. – Мне кажется, еще есть дела, и их немало. Так что за работу.
Сирина хорошо понимала, какой груз взвалила на плечи. Но рассчитывала, во-первых, на свою выносливость, во-вторых, на помощь добрых людей, пообещавших не оставить в беде. Например, сотрудники районной больницы, которые обещали помочь в уборке урожая, слово сдержали. Немалую помощь оказали и фермеры Масалимовы, подсобившие стройматериалами.
Но главное, что помогло Сирине выстоять, не сломаться, – ее характер, любовь к родной земле. Как-то весной пара заезжих любителей половить рыбу во время нереста расположилась на берегу речки возле поля Сирины. Не успели подготовить снасти, как перед ними возникла женщина со строгими глазами.
– Напрасно хлопочете, не получится у вас рыбу с икрой почерпать, – сказала Сирина.
– А кто этому помешает, уж не ты ли? – насмешливо спросили браконьеры. – Коль у тебя тут участок есть, так иди и командуй на нем. А здесь не твоя земля и не твоя речка.
– Здесь везде моя земля, – оборвала их Сирина. Так что, если вы сейчас не уберетесь, я сломаю ваши снасти и односельчан на помощь кликну.
Недолго думая, Гайфуллина подошла к “пауку” – длинной тонкой жердине с сеткой на конце – и переломила ее. Один из браконьеров двинулся было с кулаками на женщину, но наткнулся на ее жесткий взгляд и остановился в нерешительности. Его дружок в это время с мрачным видом закидывал вещи в кузов машины.
Вот так твердо ведет себя Сирина Шайнуровна и в других ситуациях. Никогда не теряется, не падает духом. Неудивительно, что ее хозяйство не только не захирело после смерти мужа, но и пополнилось новыми овоще- и картофелекопалками (раньше их приходилось брать в аренду), складами под урожай, о которых Гайфуллина говорит с особой гордостью. Удовлетворена Сирина Шайнуровна и тем, что сумела расширить принадлежащий ее хозяйству магазин, прежде размещавшийся в вагончике.
– Когда на душе тяжело и кажется, что выхода нет, – признается Сирина Шайнуровна, – я тороплюсь домой. Присаживаюсь на диван, где любил когда-то сидеть Сирин. И знаете, успокаиваюсь, и почти сразу же находится нужное решение, появляются новые идеи.
А идей и замыслов у Сирины Шайнуровны немало. Нынче, например, она хочет к капусте, свекле, моркови и многолеткам на сено добавить на своем поле малину и смородину. Еще мечтает местный сорт картофеля заменить голландским скороспелым. Планирует организовать небольшой перерабатывающий цех по выпуску консервированных салатов, борщей, солянок.
Сегодня этой женщине есть на кого опереться. Подросли дочери. Старшая, Зульфия, учится в одном из казанских вузов. Она, правда, еще четко не определилась, где будет работать и насколько ее знания пригодятся в мамином хозяйстве. Зато младшая, Айгюль, твердо решила связать свою судьбу с фермерством.