Станет ли Клондайком “черная дыра”?

На отчетное собрание в СП “Фролово”, что в Буинском районе, народу собралось немало.

Автор статьи: Владимир БЕЛОСКОВ

На отчетное собрание в СП “Фролово”, что в Буинском районе, народу собралось немало. А это уже показатель того, что люди в Большом Фролове не окончательно разочаровались в происходящем, а живут тревогами и надеждой. Которые, надо сказать, основываются не на пустом месте. Летом прошлого года здешнее коллективное хозяйство – АКХ “Фролово” – было реорганизовано и влилось в частную агрофирму ООО “Нива”. Одну из тех, что сегодня создаются под “крышей” АИКБ “Татфондбанк” по всему Предволжью республики. Что сулят людям идущие перемены? Станет ли лучше? Эти вопросы волнуют сельчан, побуждают размышлять о дне сегодняшнем и завтрашнем.


Перед собранием, начало которого, как это обычно бывало в колхозах, задерживалось почти на час, подхожу к толпящимся перед входом в клуб мужикам, чтобы узнать, чем они озабочены прежде всего.


– Арендная плата за земельные доли маленькая, – говорит один. – У здешнего фермера Кузнецова куда выше…


– Долги по зарплате за позапрошлый год не отдали…


– Заставили написать всех заявления об увольнении из прежнего хозяйства, а в реорганизованное приняли не всех…


Но вот после небольшого концерта собрание объявляется открытым. Руководителю СП “Фролово” Р.Галимову, возглавившему хозяйство в августе прошлого года, пришлось держать ответ, в общем-то, и за себя, и за своих предшественников.


Из отчета видно, что прошлый хозяйственный год для фроловцев успешным считать нельзя. Из 4387 гектаров пашни 1708 гектаров засеять весной не удалось. Плюс ко всему из-за тяжелых погодных условий и нарушения технологии погибло много посевов озимой пшеницы, заглушило сорняками поля гороха и гречихи. И это несмотря на то, что на балансе хозяйства находится 33 трактора. Просто техника больше стоит на приколе, чем работает. Причем так “хорошо” стоит, что для вспашки зяби, например, пришлось искать тракторы на стороне. Головной боли добавила сложная ситуация в животноводстве: из-за низкого качества кормов надои и привесы также были низки. Именно эти обстоятельства и побудили власти района обратиться к руководству АИКБ “Татфондбанк” с просьбой включить Большое Фролово в процесс реформирования, на что было получено согласие и последовала закупка новой импортной техники, удобрений и средств защиты растений. И, что особенно важно, началось заключение договоров на аренду земельных паев сельчан. В отличие от АО “Красный Восток”, забирающего паи в уставный фонд своих агрофирм и выдающего людям взамен ценные бумаги с посулами дивидендов от прибыли, руководство “Татфондбанка” не пошло на выкручивание рук сельчанам, оставляя их хозяевами земли.


Так местным жителям был брошен “спасательный круг”.


Исправить ситуацию на полях, когда уже посевная позади, сложно. И тем более на фермах, нуждающихся и в улучшении условий содержания скота, и в обновлении дойного стада, и в совершенствовании технологий.


Тем не менее в растениеводстве удалось свести концы с концами: получено около 30 центнеров зерна с гектара и от реализации его – 2 миллиона рублей прибыли. Небольшой, но все-таки плюс.


А вот животноводство, несмотря на некоторый рост продуктивности скота, принесло 3 миллиона рублей убытка.


– Анализ показывает, – подчеркнула в своем выступлении главный экономист ООО “Нива” Р.Халикова, – что каждая из одиннадцати доярок СП “Фролово” в среднем нанесла хозяйству экономический ущерб на 240 тысяч рублей. И по причине низких надоев, и из-за плохого качества реализуемой продукции. На мясных фермах положение не лучше, на каждую телятницу и свинарку приходится 280-320 тысяч рублей убытка. Надо полагать, что руководство “Татфондбанка” швырять деньги в “черную дыру” бесконечно не будет.


Понятно, что главный экономист преднамеренно сгустила краски, возложив ответственность за убытки на рядовых работников. Как раз-то фроловские доярки и отличаются завидным трудолюбием, поскольку многие трудоемкие процессы на ферме им приходится выполнять вручную. Зато участники собрания увидели проблемы производства, что называется, крупным планом.


Откуда же берутся средства на зарплату, если хозяйство работает в убыток? Оказывается, пока за счет кредитов “Татфондбанка”. В надежде на то, что в ближайшей перспективе удастся положение дел изменить к лучшему.


– Будем сеять пользующиеся спросом на рынке культуры – сахарную свеклу, яровую пшеницу, пивоваренный ячмень, – обрисовывал перспективы и направления развития хозяйства генеральный директор ООО “Нива” Р.Миндубаев, – в животноводстве усилим внимание к племенному делу и обновлению молочного стада, совершенствованию технологии откорма скота…


Планы новое руководство строит большие. Удастся ли их выполнить? Ведь для этого предстоит решить очень трудную задачу – изменить отношение людей к труду. Сделаны лишь первые шаги…


Решением собрания в повестку дня был включен вопрос о выделении паевых земель фермерскому хозяйству “Красный Октябрь”. Глава хозяйства И.Кузнецов волновался: даст ли “добро” собрание? Да и как поведут себя руководители агрофирмы?


Игорь Борисович фермерствует с 1991 года. Проявил себя рачительным хозяином, заслужил авторитет у сельчан. Одиннадцати пайщикам за аренду их земли фермер выдает ежегодно по две с лишним тонны зерна за каждый пай. В АКХ “Фролово” же арендную плату дали только в последний год его существования, да и то она составила лишь 2,5 центнера зерна. Не случайно в прошлом году все владельцы паев в Большом Фролове обратились к фермеру с заявлениями взять в аренду и их земли. Но Кузнецов пока не готов к таким масштабам.


– У меня сейчас пятьсот восемьдесят гектаров в собственности и аренде, – пояснил он, – материально-техническая база позволяет обрабатывать еще пятьсот-шестьсот гектаров, поэтому я и решился удовлетворить заявления шести десятков пайщиков – это пятьсот тридцать пять гектаров. Но как на это посмотрят власти?


К радости фермера, власти на это посмотрели положительно.


– Никаких препон ни фермеру, ни желающим передать ему земельные паи чинить не собираемся, – сказал генеральный директор Буинского сахарного завода Р.Яруллин, подчеркнув тем самым, что у учредителей частных агрофирм задачи стоят масштабнее и серьезнее.


Зато вопросы появились у сельчан – видимо, у тех, кому Кузнецов вынужден был отказать в просьбе.


– А где кузнецовские пайщики будут пасти свой скот? – задал вопрос кто-то. – На своих землях или на наших?


На что фермер ответил:


– Если вам оврагов жалко, выделим под пастбище часть нашей пашни…


Собрание закончилось, люди пошли по домам, и наверняка в умах они снова и снова воспроизводят услышанное, обдумывают каждую произнесенную с трибуны фразу. Им здесь жить, работать, а потому не все равно, в какую сторону эта жизнь повернется.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще