Сельские контрасты
Это маленькое заинское сельцо расположено вдоль трассы. Все семьдесят четыре кармановских двора с нее – как на ладони. Дома, огороды, магазин, а рядом клуб. Примелькалось Карманово путникам и своим складом минудобрений, на длинной стене которого вот уже много лет начертаны размытые, но все еще читаемые слова, извещающие, что “наша цель – коммунизм”. Дома же тут строят добротные, кирпичные, и возводят их в основном выходцы отсюда, обосновавшиеся теперь в Челнах. Свежим деревом светятся стены строящейся мечети.
Вот только местную школу, как ни напрягайтесь, не увидите. Все потому, что расположена она… в овраге. Зимой и в весенне-осеннюю распутицу сюда никак не проехать. Ребятишкам зато удовольствие: где еще такие крутые спуски найдешь, чтобы сесть на пятую точку и чуть ли не до школьного порога скатиться. Можно еще тропку с огородов протоптать.
По ней и ходит на работу Замзамия Гильмуллина. Родом она из Актаныша, окончила в Елабуге пединститут, переименованный недавно в университет (кстати, сейчас здесь работает проректором уроженец Карманова Мансур Гильмуллин). Вышла актанышская девчонка замуж за молодого милиционера, теперь уже известного в районе человека, проработавшего немало лет участковым в родном селе.
Мы пытались выяснить, почему школа расположена в таком неудобном месте. Ведь это проблема и с охраной, и с отоплением. А в пургу, в дожди каково сюда добираться? Причина оказалась по-деревенски простой. Первая директорша этой школы, человек влиятельный и авторитетный, жила напротив. И ей добраться до рабочего места было проще простого – спуститься по собственному огороду прямиком вниз.
Вечера на хуторах близ Авлашки
Разнообразным досугом здесь не избалованы. Молодежь в клубе вечерами не собирается. Да и трудно представить себе молодежную тусовку в ветхих рубленых стенах этого так называемого очага культуры. Битые оконные стекла, железная накладка накрепко зафиксировала дверь амбарным замком. Деревенская интеллигенция в лице заведующей начальной школой и медсестры утоляет интеллектуальный голод в соседнем Бегишеве. Ходьбы туда три километра, но зато в тамошнем клубе жизнь бурлит. Концерты, встречи и иные мероприятия здесь всегда проходят интересно. Собственно, жизнь этих двух сел переплетена тесно. Ведь юные кармановцы, окончив в родной деревне начальную школу, среднее образование получают в Бегишеве. Сейчас пятнадцать мальчишек и девчонок бегают за знаниями в соседнее село.
Всего же в Карманове проживает сто пятьдесят пять человек, из которых только сорок один – работающий. В 1993 году крестьянских хозяйств было 85 и проживало в них около двухсот человек. Куда больше сельчан было в 1858 году. Десятая ревизия, проведенная тогда, показывала, что на берегах речки Авлашки проживало триста три души. А в “Списках населенных пунктов по сведениям 1870 года” в селе значились не только водяная мельница и мечеть, но и училище-медресе, где образование получали и мальчики, и девочки. До сих пор в памяти сельчан мулла Шарафи Байгузин, его сын Керам, муэдзин Кашафутдин Ильясов и их жены, внесшие огромный вклад в просвещение своих земляков.
Оглядывая окрестности Карманова, трудно поверить, что название села связано со словосочетанием “кара урман”, что переводится как “черный, непроходимый лес”. Аксакалы утверждают, что именно девственные леса окружали пятачок земли на правом высоком берегу речки, на котором и поселились в конце семнадцатого века четыре семьи, давшие жизнь селу.
Занимались здесь земледелием, выращивали скот, гнали мед. Да и длинными зимними вечерами кармановцам было чем заняться. Каждый второй был отменным кустарем. В свете лучин гнули колеса и сани, валяли валенки.
Неудобные вопросы председателю
В селе мы должны были встретиться с председателем местного самоуправления Зайнагебдином Гайнуллиным. Но начальство так и не увидели. Хотя меня до сих пор интересует, когда в последний раз бывал председатель местного самоуправления в Кармановской начальной школе и считает ли нормальным Зайнагебдин Закиевич, что деревенская малышня уроки физкультуры проводит в комнатке с полами, где щели в добрый кулак шириной? С размахом отметив (того она и заслуживает) столетие Бегишевской школы, филиалом которой считается Кармановская начальная, большие проблемы последней решили просто не замечать. Иначе чем объяснить то, что здесь мебель стоит ну просто антикварная. Такие этажерки, шкафы, стулья я, честное слово, увидела впервые в жизни. А наглядные пособия давно с чистой совестью можно сдать в музей.
Ну неужели нельзя отказаться от этой рухляди, покомфортнее обустроить всего пятерых учащихся этой школы! И если уж она обречена находиться в овраге, так хотя бы подъездные пути к ней надо бы сделать нормальные. Не приведи Бог, случится пожар? Сюда не подъедет ни одна машина.
За чашкой чая у Альфии Авзаловой
Если чем и богато Карманово, так это интересными людьми. Хотя о здешних жителях слава в районе идет довольно своеобразная. Народ, мол, здесь очень скрытный, душу тут перед вами не распахнут, особо не приветят. Наложило отпечаток, видимо, то, что испокон веков жизнь протекала у большой дороги. Мало ли кто мог заехать, заглянуть на огонек?
Вот и мы нежданно нагрянули в местный фельдшерско-акушерский пункт. Его хозяйкой оказалась Альфия Авзалова, полная тезка знаменитой татарской певицы. Работает Альфия здесь с начала восьмидесятых годов. И ее твердая хозяйская рука чувствуется повсюду. Такой деревенский медпункт фору даст иным участковым больницам. И дело не только в идеальном порядке в этом небольшом медучреждении. Большой пятистенок она разделила на несколько секций. Здесь же крошечная аптека.
– Чем болеет сельский народ?- задается вопросом Альфия и сама же отвечает: – Это болезни суставов в первую очередь, а значит, нам обязательно нужны аппараты УВЧ и электрофареза. Вот они у нас тут, за шторкой. А тут оборудованная по всем требованиям процедурная. Через перегородку – женское “отделение”.
Свое боевое крещение в Карманове Альфия хорошо помнит. Только начала работать, у одной сельчанки схватки начались. А в деревне свет погас, что в те годы совсем не в редкость было.
– Я еле сдерживалась, чтобы не рыдать, боялась роженицу напугать, – до сих остро переживает те минуты фельдшер, не забывая угощать нас чаем. – Но моя крестница благополучно появилась на свет. Скоро уже замуж можно выдавать. Это, кстати, были единственные за все годы роды, принятые дома. А так стараемся вовремя в райцентр женщин увезти. Тем более что сейчас, после капитального ремонта, там условия просто прекрасные.
Кстати, имя дедушки Альфии навечно вписано в историю деревушки. Именно Яхья Миннебаев зажег здесь первую “лампочку Ильича” и долгие годы отвечал за электроснабжение Карманова.
Здесь родился Фаяз Хузин
Фамилия эта нынче известна и тем, кто далек от вопросов археологии, в которых доктор исторических наук Фаяз Хузин – признанный мировой общественностью специалист. Именно этот скромный и немногословный человек открыл Казани истинную дату ее основания. Он родился и учился в Карманове, затем, как и все местные ребятишки, окончил среднюю бегишевскую школу.
Вклад ученого Ф.Хузина в отечественную историографию трудно переоценить. Именно он провел ставшие теперь легендой раскопки в знаменитом Кармановском селище, будучи в составе Нижнекамской археологической экспедиции Академии наук СССР. В конце шестидесятых годов на мысу речки Авлашки, в двухстах метрах от родной деревни ученый обнаружил “…многочисленные фрагменты керамики срубного типа, каменное пряслице и два бронзовых серпа с ручкой в виде крюка. Серпы такой формы очень типичны для срубной культуры”.
Это была культура развитого бронзового века, получившая распространение три – три с половиной тысячи лет назад на территории от Урала на востоке до Днепра на западе, от Камы и Оки на севере до Азово-Черноморских степей на юге. А вот название “срубная культура” дал ей в 1901 году археолог, профессор МГУ В.А.Городцов – по характерным бревенчатым сооружениям в могилах, названных срубами. И таких вот курганов-кладбищ, а также срубных поселений в нашей республике, и в основном в Закамье, зарегистрировано более ста.
Именно Кармановское селище подтвердило, что племена срубной культуры пришли сюда с юга и на протяжении пяти-шести веков являлись одной из ведущих этнокультурных групп бронзового века. Раскопки показали, что жили тогда люди в небольших поселениях в полуземлянках, крытых двускатным навесом, который покоился на врытых столбах. С особым почтением относились в племени к тем, кто отошел в мир иной. Для них возводили подобие жилых помещений.
Кармановское селище подтвердило, что наши предки умели качественно обрабатывать бронзу, изготавливая из нее орудия труда, украшения, посуду.
И если в степной зоне срубные племена занимались скотоводством, то в Закамье на припойменных почвах активно развивалось мотыжное земледелие. Археологи обнаружили здесь остатки ячменя, проса, пшеницы и редкой по нынешним временам зерновой культуры полбы. Тогда же тут начало развиваться и усадебное скотоводство.
Они делали историю
Если жизнь Кармановского селища – дела давно минувших веков, то нынешнюю историю села делали те, кого сегодня именуют ветеранами. С некоторыми меня познакомила заместитель председателя Заинского райсовета Нина Саватеева. В поездку я отправилась именно с ней. Историк по своей первой специальности, Нина Поликарповна – просто клад для журналиста. Редко встретишь человека, столько знающего о каждом заинском населенном пункте. И не только по долгу службы.
Именно Н.Саватеева привела меня к Касыму Садыкову. Касым-абый в этом году отметит семьдесят восьмой день своего рождения. Жизнь у простого деревенского паренька оказалась сложной. Окончил семь классов, немного поработал, пошел в армию. А там война. Сто шестнадцать кармановцев ушли тогда на фронт, назад не вернулись сорок восемь из них. Гвардии сержант Садыков был разведчиком. Воевал достойно, с фронта вернулся с многочисленными ранениями и орденом Славы третьей степени.
Возвратился в родной дом, где вместе с ним росли еще семеро братьев и сестер. А там нищета такая, что страшно и сейчас вспоминать. Решил податься на заработки. Тем более что кармановские испокон веков “зимогорили”. Так называли тут тех, кто на зиму уезжал на заработки. Уехал Касым на прокопьевские шахты. Быстро освоил опасную профессию взрывника. Работал отменно, пользовался уважением, но тосковала душа по родным лесам и полям. Домой вернулся с огромными баулами, всю родню разом одел-обул. Не успел оглядеться, а его призвали к начальству. Так, мол, и так, парень ты грамотный, давай-ка иди в колхозные счетоводы. Немного погодя поставили во главе вновь организованного колхоза “Магариф”. Не посмотрели, что образование всего семь классов. Но Касым учебы не боялся. Окончил вечернюю школу, затем одни курсы за другими. Руководитель из него получился строгий и ответственный. Быстро вывел коллектив в число лучших. А когда в конце пятидесятых начали укрупнять хозяйства, Касыма Садыкова пригласили на должность главного бухгалтера, отсюда он и ушел на пенсию.
На заслуженном отдыхе еще одна знаменитая на весь район кармановка – Гаухар Шамсутдинова. Вот уж была доярка, что называется, от Бога. Так умела организовать работу, что и самая беспородная корова начинала давать надои, которым вокруг диву давались.
Заглянули мы на огонек и к Хабире-апе Садыковой, последние годы возглавлявшей начальную школу. Вот только в августе сдала она свой пост молодой Замзамие Гильмуллиной. Хабира-апа искренне обрадовалась своей давней знакомой Нине Поликарповне, тем более что есть им что вспомнить в общем разговоре. Как проводили отопление в школу, к примеру. Многие годы обогревалась она дровами. Кто ж потянет в овраг электролинию? Но эту нелегкую задачу удалось решить при помощи директора Заинского завода модульных конструкций Шамиля Саляхова, известного в районе своими добрыми делами. Не зря Шамиль Салихович уже не первый год удостаивается звания “Человек – золотое сердце”. Частичка тепла этого щедрого сердца досталась и кармановским ребятишкам.
А вообще, местные жители на жизнь не сетуют. От работы не отлынивают. Трудятся со всей ответственностью и на общественном дворе, и на собственных наделах. Потому кармановская бригада, где расположена молочно-товарная ферма, считалась одной из лучших в колхозе “Алга”. А ведь это хозяйство славилось своими показателями на всю республику. Одного взгляда на село достаточно, чтобы понять: цену здешний люд себе знает. Может, потому и строят один дом за другим в родных пенатах кармановцы, давно уже покинувшие родительский дом. Наверное, уверены, что вернутся сюда непременно.