Мы привыкли говорить о жилищно-коммунальном хозяйстве в целом, не отделяя городское ЖКХ от сельского. Между тем ЖК-предприятия сельской местности, входящие в структуру “Татсельжилкомхоза”, оказались в наиболее тяжелом положении. Значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской, неудовлетворительные показатели финансовой деятельности требуют принятия решительных мер по оздоровлению данной сферы. Об этом наш разговор с генеральным директором ГУП РПО “Татсельжилкомхоз” Алмазом Ахметшиным.
– Недофинансирование отрасли, имевшее место в последние годы, – основная причина ее сегодняшнего тяжелейшего состояния, – говорит Алмаз Салимович. – А это напрямую влияет на качество жизнеобеспечения сельчан. Ведь зачастую наши предприятия осуществляют несколько видов деятельности. Это оказание коммунальных услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, управление жилищным фондом, его содержание и эксплуатация, капитальный ремонт домов, благоустройство населенных пунктов, содержание бань, гостиниц, дорог, тротуаров, кладбищ, электроснабжение, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов и так далее. При этом убытки, возникающие по одним видам услуг, покрываются за счет отвлечения финансовых средств от других видов деятельности, что, безусловно, ведет к ухудшению качества работы жилищно-коммунального комплекса.
– То есть многопрофильность, присущая вашей организации, вредит не только ей самой, но и населению. В чем же вы видите выход из создавшегося положения?
– Повышение эффективности работы предприятий требует специализации и разделения производства услуг по определенным направлениям деятельности. Причем при условии создания конкурентной среды в сфере оказания ЖК-услуг, повышения качества и снижения стоимости услуг по естественно-монопольным видам (тепло-, водоснабжению и водоотведению) с одновременным усилением роли государства в их регулировании.
– Конкуренция, конечно же, – двигатель прогресса. Но добиться этого в такой сфере, как ЖКХ, – дело непростое.
– Так-то оно так. Однако развитие конкурентной среды в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг на селе возможно – путем создания служб подрядчика и заказчика, реорганизации предприятий с выделением непрофильных видов деятельности, что предусмотрено разработанной в минувшем году концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства сельской местности Татарстана.
ЖК-организации должны оказывать коммунальные услуги и выполнять работы по благоустройству и обслуживанию жилищного фонда в результате конкурсного отбора (тендера), проводимого управляющей компанией (заказчиком). Критериями отбора должны стать минимизация затрат и повышение качества оказываемых услуг. Следует отметить, что демонополизация жилищно-коммунальной сферы возможна только при условии обеспечения безубыточности выполняемых работ и платежеспособности заказчика услуг.
В течение 2004-2005 годов планируется полностью завершить работу по реформированию сельских предприятий ЖКХ, их финансовому оздоровлению с обеспечением самоокупаемости и самофинансирования основных видов деятельности. При этом большое внимание будет уделяться повышению качества ЖК-услуг и снижению себестоимости производства.
– Что вы намерены предпринять для снижения себестоимости?
– Во-первых, в последнее время активно проводится работа по экспертизе экономически обоснованных затрат предприятий на оказание услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения. Это позволит установить тарифы на уровне, обеспечивающем самоокупаемость основных видов деятельности наших организаций.
Во-вторых, реализуются мероприятия, направленные на снижение себестоимости оказания коммунальных услуг, в том числе путем реконструкции и модернизации оборудования. Для чего привлекаем собственные финансовые источники, заемные средства, а также средства государственных целевых программ. Начата работа по приобретению нового экономичного оборудования по льготной лизинговой схеме.
Кроме того, разрабатывается программа по снижению издержек по всем направлениям деятельности, включающая оптимизацию затрат как в сфере производства, так и в экономике предприятий. Проводится инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности с применением самых жестких мер в отношении неплательщиков за поставленные коммунальные услуги. И так далее.
– Алмаз Салимович, какие виды деятельности сельских организаций ЖКХ наиболее убыточные?
– Электроснабжение и обслуживание жилищного фонда.
В настоящее время ведется работа по передаче электросетевого хозяйства предприятий “Татсельжилкомхоза” на баланс
“Татэнерго” – в качестве отступного по задолженности за поставленные энергоресурсы. Это в дальнейшем позволит исключить возникновение убытков по указанному виду деятельности, значительно сократить кредиторскую задолженность. А также ощутимо повысить качество услуг по электроснабжению населения, поскольку заниматься этим будет уже специализированная организация.
– Сегодня остро стоит вопрос энерго-, ресурсосбережения в жилищно-коммунальной сфере, где в былые времена об этом, похоже, и не задумывались…
– Те времена прошли. И сейчас не заниматься решением данной проблемы – преступление. За 2000-2003 годы на реализацию мероприятий по энергосбережению израсходовали 101 миллион рублей. В жилых домах, находящихся на балансе подведомственных “Татсельжилкомхозу” предприятий, установили 2296 приборов учета холодной воды. Это дает нам возможность выставлять плату за холодную воду по фактическому потреблению и стимулировать население на ее рациональное использование. Экономический эффект от внедрения узлов учета составил 9,5 миллиона рублей. Параллельно идет установка приборов учета тепла и горячей воды.
В прошлом году на лизинговой основе крупные котельные оснащались приборами учета природного газа. Это позволит сэкономить от 20 до 80 процентов финансовых средств, которые шли на оплату поставляемого природного газа. В нынешнем году планируется начать установку двухтарифных счетчиков электрической энергии, монтаж станции очистки и раздачи питьевой воды, замену устаревших газовых горелок на котлах и прочее.
В общем, стараемся делать все на сегодняшний день возможное, чтобы уровень благоустройства села повышался и проживание сельчан стало более комфортным.
Ирина ЧУПИНА.