На Хорьковых земля держится

Резкими контрастами – разрушенным храмом и светлой школой, неухоженными улицами и новыми магазинами встречает вас Екатерининская слобода в получасе быстрой езды от райцентра Новошешминска.

Автор статьи: Геннадий АБРАМОВ

Резкими контрастами – разрушенным храмом и светлой школой, неухоженными улицами и новыми магазинами встречает вас Екатерининская слобода в получасе быстрой езды от райцентра Новошешминска. Как-то сразу во всем многообразии предстают перед глазами радости и горести русской деревни, которая навсегда определила судьбу фермеров Хорьковых, ставших ее опорой и надеждой.


Дирижер должен быть один

Не думал, не гадал Александр Хорьков, что после дружной совместной работы, когда только начали налаживать производство, вставать на ноги, придется делить фермерское хозяйство на отдельные семьи. Причем были среди них родные братья и крепкие сельские мужики, с которыми первыми в районе арендовали 620 гектаров земли и скот.


– Берись за новое фермерское дело, – напутствовал его в середине восьмидесятых тогдашний руководитель района Г.Хафизов, – думаю, у тебя все получится.


К тому времени, несмотря на молодость, Александр Анатольевич уже проявил себя умелым организатором, рачительным хозяйственником. Главные черты характера – обостренное чувство справедливости, трудолюбие – формировались под влиянием мудрого деда Григория Андреевича и бабушки Евдокии Ивановны, у которых на кордоне прошло его счастливое детство. Потом учеба в школе, служба в армии механиком-водителем БМП, работа первоклассным шофером, автомехаником.


После получения земли, что называется, с нуля восстановили списанные трактора, сеялки, комбайны, разработали и внедрили полный севооборот. С помощью известного фермера И.Гумерова приобрели элитные семена яровой пшеницы “приокская”, “люба”, “память Федина”, стали выращивать продовольственное зерно, получать неплохие доходы.


– Не хватало знаний по агрономии, – признается фермер. – Пополнял их у троих опытных специалистов – С.Милютина, А.Бадяева, С.Киселева. Затем совпадающие советы двух претворял в жизнь.


В алексеевском колхозе приобрели 50 нетелей и стали уже многопрофильным хозяйством. Успели построить три арочных хранилища, где разместили склады, коровники.


Вот тут-то и грянула беда: многие заявили о своем желании отделиться, и команда распалась. Одним показалось, что их обделили, другие, видя успешный исход дела, решили работать самостоятельно. По признанию фермера, он сегодня на своих земляков не в обиде. Во-первых, потому, что в договорах не обговорили, юридически не закрепили взаимообязывающие обязательства. Во-вторых, по сути, изначально был создан семейный арендный подряд, а вернее, тот же колхоз.


В это трудное для себя время А.Хорьков навсегда уяснил для себя простую истину: у любого дела дирижер, то есть хозяин, должен быть только один и между членами коллектива, с которыми связан деловыми, финансовыми отношениями, не должно оставаться никаких недоговоренностей.


Ответственный за всю деревню

И он уже на новой основе создает крестьянско-фермерское хозяйство, в которое вошли 64 земельных пая пенсионеров, других сельчан со своей землей, что в общей сложности составило 780 гектаров.


Причем четко отрегулировал арендную плату. Если односельчанин работает у него хотя бы месяц, то получает 10 процентов валового сбора зерна на его пае, если две недели – то 7,5. Кто ни одного дня – пять процентов. Только за арендованную землю каждая семья получает до двух тонн хлеба. Не говоря уже про обязательную зарплату и бесплатные корма для личного подворья.


– До достойной оплаты, конечно, далеко, – размышляет А.Хорьков. – Хорошо знаете про диспаритет цен, вызванный дороговизной горючего, запчастей, удобрений, техники и дешевизной сельхозпродукции. Но я даже не об этом хочу сказать. До сих пор не отлажены законы о купле-продаже земли, ее аренде. Да и они далеко не в интересах крестьян. Столько волокиты, препон, что не можем приобрести в собственность даже участки под возведенными объектами. Так что не чувствую себя полным хозяином земли, в плодородие которой нужно вкладывать много средств, мастерства и пота.


С горечью поведал Александр Анатольевич, как в нынешнюю ненастную страду в их фермерском хозяйстве отключили от электроснабжения мастерские, зерноток. Пару недель энергетики не захотели подождать уплаты долга всего в шесть тысяч рублей. Потери же фермера составили почти 600 тысяч рублей. Пришлось сдавать зерно неподработанным, неподсушенным. Как бы там ни было, все это он считает преходящим, временным и действует по крылатой поговорке, что упорство и труд все перетрут. Нужно было видеть, как в жатву почти круглые сутки работали в поле его комбайны, как по ночам ремонтировали их механизаторы и одними из первых в районе завершили страду. Сегодня на его мельнице из его зерна мельники М.Зевакин и Н.Симонов мелют муку на всю округу, и фермер намерен в ближайшее время приобрести и пекарню.


Это мы говорим уже в целом по крестьянско-фермерскому хозяйству и СПК “Екатерининский”, который нынешней весной возглавил А.Хорьков. А КФХ он передал своему сыну Александру, старшему лейтенанту, уволившемуся в запас и вернувшемуся в родные пенаты.


Штурвал в надежных руках лейтенантов

Это удивительная и редкая история, когда оба сына Хорькова – Александр и Дмитрий, успешно окончив Казанское артиллерийское училище, получив неплохое продвижение по службе, один за другим подают рапорт об увольнении и возвращаются в родное село растить хлеб.


С раннего детства познавали ребята технику, трудились на ней. Все армейские отпуска в одной упряжке увлеченно работали с отцом. А потом оба твердо решили, что в родной деревне они нужней, и с первых дней возвращения, как заправские хлеборобы, взялись за семейное дело.


У обоих уже по двое детишек, оба выбрали в жены местных красавиц Наталью и Марину. Дирижером и наставником семейных отношений, благополучия была и остается энергичная, веселая супруга Хорькова-старшего – Надежда.


– Самая счастливая пора для меня, когда все комбайны в поле поют, – признается Александр Анатольевич. – Когда золотистое зерно течет в бункер.


И потом добавил:


– Технику мы, конечно, отремонтируем, может быть, даже купим новую. Но как образумить пьющих, безразличных ко всему наших молодых сельчан, бездельников, которых ох как немало?


– На таких, как Хорьковы, земля держится, – подчеркнул глава районной администрации Александр Губкин. – Я уверен, что с них начнется настоящее возрождение Екатерининской слободы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще