На селе будут платить меньше налогов, если сами захотят

В 2004 году в России начинает действовать специальный налоговый режим для сельских товаропроизводителей.

В 2004 году в России начинает действовать специальный налоговый режим для сельских товаропроизводителей. Он схож с упрощенной системой налогообложения и должен способствовать созданию благоприятных условий хозяйствования для крестьян.


Законодательной основой для применения специализированного налогового режима стала новая редакция 26-й главы Налогового кодекса РФ, вступающая в силу с 1 января 2004 года. В отличие от действовавшей системы новый подход не требует введения налога законом субъекта Российской Федерации.


Попытка ввести единый сельхозналог с начала 2003 года фактически провалилась. В первоначальном варианте объектом налогообложения признаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании, а ставка сельхозналога привязана к кадастровой стоимости гектара земли. Установленный принцип налогообложения оказался настолько невыгодным для сельского хозяйства, что абсолютное большинство регионов не стало вводить его на своей территории. Поэтому основная масса сельских хозяйств сегодня вынуждена использовать общеустановленную систему, уплачивая налог на прибыль, НДС, ЕСН, налог на землю и т. д.


Какие изменения ожидают сельчан с нового года? Об этом беседа с начальником отдела региональных и местных налогов Управления МНС России по Республике Татарстан Раисой Иртугановой.


– Раиса Наильевна, насколько выгодной окажется для сельчан новая система налогообложения?


– Эта система позволяет вместо ряда налогов, определяющих основную налоговую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей, платить единый сельхозналог. Воспользоваться ею могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.


Перейдя на уплату единого сельхозналога, организации не будут платить налог на прибыль, на имущество, НДС и единый социальный налог. Для индивидуальных предпринимателей единый сельхозналог заменит уплату НДС, налога на доходы физических лиц (только в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единый социальный налог.


При этом сохраняется обязанность по уплате налоговых платежей, не связанных с осуществлением деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. Это может быть транспортный налог (по тем видам транспорта, на которые не распространяются льготы), налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, ресурсные платежи. Кроме того, плательщики единого сельхозналога обязаны вносить страховые платежи на обязательное пенсионное страхование. Они не освобождаются от обязанностей налоговых агентов. Это значит, что сельчане обязаны удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы с тех сумм, которые выплачивают своим работникам по трудовым соглашениям в виде зарплаты или другим лицам по договорам гражданско-правового характера.


– Что представляет собой единый сельскохозяйственный налог?


– Единый сельхозналог уплачивается по ставке шесть процентов с доходов, уменьшенных на величину расходов в денежном выражении. Порядок определения налоговой базы детально прописан. Сумма выручки от основной деятельности определяется за вычетом всех затрат на производство продукции, а также на ее хранение, переработку и реализацию. Расходы признаются после их фактической оплаты. Налогоплательщики вправе уменьшить доходы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих периодов использования режима единого сельхозналога, но не более чем на 30 процентов. Свыше 30 процентов убыток переносится на следующий период, но не более чем на 10 лет. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами, определяемыми в соответствии с Налоговым кодексом РФ.


– Как часто придется платить единый сельхозналог?


– С 1 января 2004 года налоговым периодом установлен календарный год, а отчетным периодом – полугодие. Соответственно, крестьяне будут платить налог всего два раза в год. В этом заключается одно из главных достоинств новой системы. По итогам полугодия налогоплательщики вносят авансовый платеж не позднее 25 июля. Сам налог уплачивается по итогам года не позднее 31 марта следующего года.


– Новый налоговый режим выглядит щадящим. Вероятно, многие захотят им воспользоваться. Кто имеет на это право? Существуют ли какие-либо ограничения?


– Сразу перечислю тех, кто не вправе перейти на уплату единого сельхозналога: это производители подакцизных товаров, организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, а также организации, имеющие филиалы. Кроме того, переходя на уплату единого сельхозналога, предприятия уже не смогут применять упрощенную систему налогообложения в отношении других осуществляемых ими видов деятельности.


Теперь поясню, кто может воспользоваться преимуществами нового режима. С 1 января 2004 года перейти на уплату единого сельхозналога могут предприятия, которые производят сельхозпродукцию или выращивают рыбу, а также осуществляют переработку и реализуют эту продукцию. Но существует ограничение: доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции или выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, должна составлять не менее 70 процентов от общего дохода. Доля определяется по итогам 9 месяцев года, в котором подается заявление о переходе на специальный налоговый режим. В дальнейшем это соотношение доходов должно сохраняться на протяжении всего года.


– Если соотношение нарушится, что будет с предприятием? Оно может пострадать?


– Налоговый кодекс предусматривает ситуацию, когда в течение года доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции или выращенной рыбы снизится и по итогам года составит менее 70 процентов от общего дохода. Однако налогоплательщик при этом не пострадает. В этом случае он должен будет произвести перерасчет налогов, исходя из общеустановленного режима налогообложения с того года, когда было допущено нарушение. Пени и штрафы за несвоевременную уплату начисляться не будут.


– Что нужно сделать, чтобы перейти на уплату единого сельхозналога? Куда обращаться, какие документы подготовить?


– Каждый сельский товаропроизводитель самостоятельно и добровольно принимает решение: переходить ему на особый порядок налогообложения или нет. Заявление о переходе на уплату единого сельхозналога в свободной форме подается в налоговый орган по месту учета или по месту жительства в срок с 20 октября по 20 декабря предшествующего года. Но в 2004 году срок подачи заявлений продлен до 1 февраля. Поэтому хочу обратить внимание всех, кто хочет воспользоваться правом перейти на уплату единого сельхозналога: времени для подачи заявления осталось немного, если опоздаете, придется ждать целый год.


Что касается вновь созданных после 1 января 2004 года организаций и лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, то им не надо дожидаться никакого срока. Они имеют право подать заявление о переходе на новый режим налогообложения одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговый орган. Тогда переход на уплату единого сельскохозяйственного налога происходит с момента постановки на учет в налоговом органе.


– А как быть, если по тем или иным причинам предприятию расхотелось использовать новую систему налогообложения? Каким образом вернуться к обычному порядку?


– До окончания налогового периода, то есть календарного года, в котором осуществился переход на уплату единого сельхозналога, вернуться к общеустановленному режиму налогообложения нельзя. Если налогоплательщик принимает решение вернуться к общему режиму налогообложения, то ему необходимо уведомить об этом налоговый орган до 15 января года, в котором он хочет перейти на общий режим. Получается, если предприятие перешло на уплату единого сельхозналога с 1 января 2004 года, то заявление о возврате к общему режиму налогообложения нужно подать до 15 января 2005 года.


– Раиса Наильевна, а сколько заявлений о переходе на единый сельскохозяйственный налог поступило в налоговые органы Татарстана?


– На 15 декабря уже поступило 146 таких заявлений. Это не так уж и мало, если учесть, что прошло всего две недели со дня опубликования закона, который ввел в действие новую редакцию 26-й главы Налогового кодекса РФ.


Беседовала


Ольга СЕНАТОРОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще