В Чаксы – по “тояме-токанаве”
Русское село Чаксы – классическая глубинка, расположенная на северной окраине Мамадышского района Татарстана. Чтобы до него добраться, приходится семь верст киселя хлебать, а конкретнее – свернув с большой дороги, трястись восемь километров по “тояме-токанаве”. Так, на японский манер, местные жители называют бездорожье, связывающее их с цивилизацией.
Машинам “скорой помощи” и пожарным в Чаксы путь закрыт. Как, впрочем, и любым другим автомобилям, не относящимся к внедорожникам. Для местных жителей “тояма-токанава” – притча во языцех. Был случай – они по очереди несли на носилках тяжело заболевшего односельчанина… аж до деревни Нагашево, что в шести километрах от Чаксов, поскольку “скорая” дальше Нагашева двигаться не могла. Как-то один лихой водитель “медпомощи” сумел-таки преодолеть “тояму-токанаву”, но после этого практически новую машину пришлось ставить на капремонт.
– Отсутствие дороги сказывается и на благосостоянии сельчан, – говорит Александр Иванович Дымолазов, местный историк и краевед, работавший до ухода на пенсию директором Чаксинской основной общеобразовательной школы. – Чем сегодня живет крестьянин? В основном собственным подворьем, в колхозе-то зарплату не дают. Вот и представьте: вырастил я барашка, а продать его не имею возможности. Как доставить скотину на “большую землю”?.. Бедно живет здешний народ, без настроения…
А вокруг – несметные богатства
Чаксы, состоящие из семидесяти восьми дворов с населением около двухсот человек, действительно, производят унылое впечатление: серые деревянные дома, некрашеные и неухоженные, будто по инерции доживающие свой век. А ведь еще в начале прошлого столетия здесь насчитывалось двести восемьдесят пять дворов и более тысячи жителей.
Зато и теперь вокруг красотища: густые хвойные леса, по осени “нашпигованные” настоящими “янтарными” груздями. Грибной промысел – самый популярный среди чаксинцев: грузди солят кадками и знают множество рецептов приготовления грибных деликатесов. А на пустующих пастбищах бывает видимо-невидимо сочной клубники (крупники, как здесь говорят). Скота у сельчан осталось немного, так что топтать ягоды некому.
В администрации Мамадышского района мне сказали, что в здешних лесах обнаружили голубую глину. Это ценнейшее сырье в царские времена иностранцы покупали в России за золото. Еще Авиценна в “Каноне врачебной науки” подробно описал ее целебные свойства. Утверждается, что голубой глиной лечат рак, малокровие, атеросклероз, параличи и прочие недуги. Так вот, мамадышские энтузиасты отправили на экспертизу пробу этого полезного ископаемого. Специалисты подтвердили “голубую принадлежность” найденной глины. Но чтобы довести дело до промышленной добычи, нужны огромные деньги. А откуда они у небогатого района?
– Вообще-то, до революции чаксинцы были весьма зажиточными, – говорит Александр Иванович. – В каждом доме имелся ткацкий станок, так что тканями себя обеспечивали. В селении было развито производство телег, саней, колес. Когда-то здесь даже медную руду добывали. Мужики везли ее на станцию Бежевая Поляна и сдавали Бежевскому и Мамадышскому медным заводам. Таким образом дополнительный приработок получали.
Славилась наша земля и родниками…
Малая вода стала еще меньше
Название села произошло от татарского “чак су” – “малая вода”. Когда в конце семнадцатого века в эти места пришли первые поселенцы, они увидели прекрасные угодья, густые леса. А также множество родников с чистейшей и вкуснейшей водой.
В старину говорили: “Бери жену с верховьев реки”, где самая чистая вода, а значит – здоровые люди. Пусть по здешним местам не протекала большая река, зато был кладезь живительной влаги, рожденной многочисленными ручейками. К тому же несла свои воды речушка, которую впоследствии окрестили Чаксинкой.
Коллективизация привела в упадок и этот дар природы. Если прежде крестьяне-единоличники старались обиходить ключи, журчавшие на их земельных наделах: ведь очень удобно, когда вода (да еще какая!) под рукой. Потом все вокруг стало колхозным, а значит – ничьим. И заметно обмелела Чаксинка, впадающая в речку Шию, которая, в свою очередь, отдает свои воды Вятке.
Кстати, первыми жителями Чаксов были ясачные татары. Ясачные – значит лично свободные люди, платившие в пользу государства натуральный налог. В то время, когда летом 1774 года через Чаксы проходил со своим войском Емельян Пугачев, в селении насчитывалось сорок две души (мужчин, как принято было считать) ясачных татар, которые проживали в двенадцати дворах. По пути на Казань Пугачев был весел и оптимистично настроен, поэтому отнесся к местным жителям снисходительно, даже дружелюбно. Двоих притеснителей здешнего крестьянства приказал повесить на базарной площади соседнего села Тавели. Чаксинцам этот жест пришелся по душе, поэтому они добровольно поддержали предводителя крестьянского восстания. Сегодня о пугачевском периоде напоминает хранящийся в школьном музее кистень. Это орудие для самозащиты каждый мужик непременно брал с собой, отправляясь в дорогу.
В 1775 году Казанскую губернию стали делить на уезды. Царское правительство, желая закрепиться на этих землях, потворствовало русскому люду перебираться на них. В 1781 году был создан Мамадышский уезд, тогда же в Чаксы из деревни Ключищи Лаишевского уезда переселились семь русских семей, которые начали вытеснять коренное население. Через некоторое время деревня становится русской, сохранив лишь татарское название.
Превращение
До 1925 года Чаксы считались деревней, а не селом, поскольку ни церкви, ни кладбища здесь не было – умерших хоронили в Тавелях, вокруг которых кипела жизнь окрестных селений. В соседних Тавелях была (и сейчас есть) Никольская церковь, построенная в 1823 году. Здесь же постоянно устраивались ярмарки, куда жители близлежащих деревень везли свой “фирменный” товар: из Кабык Купера поставлялся кирпич, из Чаксов – телеги и сани, Тавели славились гончарными изделиями. Народ тянулся в Тавели не только ради того, чтобы церковь посетить да торговлей поправить собственный бюджет, но и чтобы себя показать, на других посмотреть – глядишь, невесту или жениха сыщешь.
В период нэпа правительство не стало препятствовать строительству в окрестных деревнях новых храмов. Так в 1925 году в Чаксах появилась Троицкая церковь. А следом – и сельское кладбище. Старожилы говорят, что первым здесь похоронили восьмилетнего парнишку, Степана Королева. “Поел неладно, – утверждают они, – оттого и помер”.
В том же году появилась первая могила и за оградой кладбища… Тут своя печальная история.
Чаксинцы всегда занимались пчеловодством. В течение какого-то периода их пасеки обворовывали. Долгое время не удавалось уличить воришку. Как-то один мужичок заметил, что руки соседского двенадцатилетнего парнишки, коловшего в тот момент дрова, облепили мухи. Оказалось, мальчишка был измазан медом. “Откуда мед у этого нищего сопляка, проживающего лишь с матерью?” – подумал мужик, после чего созвал сельчан и устроил в доме подозреваемого обыск. Рамки с медом в избе все-таки нашли. И хотя мальчишка был не причастен к воровству (этим делом грешила его мать), над ним и над родительницей сельчане учинили самосуд – забили до смерти. Три дня трупы убиенных лежали на улице, затем их предали земле, однако похоронили не на самом кладбище, а за его оградой. Рядом посадили березу, которая, как живой укор, до сих пор стоит здесь, напоминая чаксинцам о произволе, учиненном их земляками почти восемьдесят лет назад…
В старину чаксинцев называли “баламутами”. Потомки свободных земледельцев, они не испытали крепостной неволи, держались независимо, с охотой примыкали ко всем бунтам и волнениям, а также отличались необузданным нравом. Даже был такой случай, когда решением схода самих же жителей Чаксов были изгнаны из селения семь особо буйных семей. Соседских нагашевских, например, прозывали “хомутами”, поскольку деревня Нагашево стала одним из последних населенных пунктов, где фактически, а не на “бумаге”, отменили крепостное право. Жителей села Кабык Купер, одно время входившего (как и все вышеназванные селения) в состав Тавельского сельсовета, именовали не иначе, как “огольцами” – из-за обилия рыбки гольца в тамошней речке.
Местная жемчужина
Сельская приходская школа существовала в Чаксах с 1845 года. В 1867 году в деревне, относившейся в ту пору к Кабык-Куперской волости (Мамадышский уезд делился тогда на девятнадцать волостей), была открыта земская школа, в которой, в отличие от большинства подобных учебных заведений, мальчики обучались вместе с девочками. Почти полвека чаксинское сельское общество снимало для нее крестьянскую избу. И лишь в 1914 году в деревне заложили фундамент собственного здания школы. А в 1916-м, незадолго до революции, новое земское учебное заведение распахнуло двери для окрестных ребятишек…
В сопровождении Любови Петровны Шулаевой, молодого директора Чаксинской основной общеобразовательной школы, направляемся к старинному зданию, отнесенному к архитектурным памятникам Татарстана. И сейчас, как почти девяносто лет назад, здесь получают знания чаксинские мальчишки и девчонки. Вокруг школы, словно горделивые сторожа, стоят величественные липы и березы, посаженные еще в начале двадцатых годов минувшего столетия первыми сельскими комсомольцами под руководством их лидера – пятнадцатилетней Евдокии Яковлевой (потом Евдокия Васильевна в течение пятидесяти лет преподавала в Чаксинской школе).
– Чувствуете, как здесь дышится легко? – Любовь Петровна глубоко вдыхает приятный хвойный воздух, будто впервые чувствует его волшебный аромат. – Знаете, почему бревна, из которых построена школа, сохранились так хорошо и, как много лет назад, пахнут хвоей? Потому что раньше за топор брались мастера своего дела, которые дорожили своей репутацией, чтоб спрос на них не упал. Это сейчас – срубят деревья, поставят их “на мох”, а через пару лет дом, справленный из такого сырья, начинает гнить. А тогда деревья рубили только осенью, когда сокодвижение в них прекращалось. Затем их хорошо высушивали, а уж через год начинали строить…
До революции учителя пользовались у властей особым уважением (не то что сейчас). И земские школы возводились вкупе с жильем для педагогов. Проектировщики чаксинского учебного заведения (впрочем, типичного для того времени) предусмотрели две классные комнаты – каждая площадью свыше сотни квадратных метров. Помещения разделялись филенчатыми дверьми, которые при необходимости раздвигались, в итоге – получался огромный зал, очень удобный для проведения разного рода праздников и торжеств. По торцам здания располагались квартиры для учителей, из них можно было выйти прямо в учебные классы. Сегодня в бывших жилых комнатах находятся учительская и помещение, где занимаются первоклашки.
Высокая старинная печь до сих пор в рабочем состоянии и обогревает обитателей здания морозными зимними днями (хотя в школе имеется и газовое отопление). Недавно она задымила, пришлось вызвать печников. Осмотрели мастеровые творение своих дореволюционных коллег, поцокали языками и ушли восвояси, так и не сумев разобраться в его конструкции…
Такова глубинка под названием Чаксы. Мы покидаем село. На прощание сельчане угощают нас вкусными груздями и охотно делятся одним из фирменных рецептов их приготовления. Говорят, отменные грибочки получаются при холодном засоле. Для этого нужно в дубовую кадку (можно и в липовую) положить укроп (непременно стебельки с семенами), бросить листья вишни, смородины, дуба, крупный перец и чеснок. А потом – грузди. Залить рассолом и оставить дней на сорок.
– Приезжайте еще. Быть может, к вашему следующему приезду дорогу к нам все-таки построят, – выражают надежду чаксинцы. – Районный глава обещал на это дело выделить сто тысяч рублей. Деньги небольшие, но для начала и им рады. А там, глядишь, проснутся и министерские чиновники, ведающие дорожным хозяйством…