Дом бавлинского фермера Вахита Исламгалиева расположен на довольно приличном отдалении от окраины села Татарский Кандыз. Но с недавних пор он стал как бы центром всей производственной жизни на здешних полях, поскольку сельхозкооператив, чьей центральной усадьбой являлось село и с которым Вахит Васикович негласно соперничал, после долгих агоний разделился еще на несколько фермерских хозяйств. А поскольку у новоявленных хозяев опыта мало, они откровенно рассчитывают на помощь Исламгалиева в неизведанном пока для них деле. Даже избрали его своим старостой. И Вахит Васикович подсобляет им чем может, как помогал раньше СПК.
Начинали Вахит с женой Зоей фермерствовать двенадцать лет назад. Пришлось забыть и о нормированных рабочих днях, и о выходных с праздниками. Основная проблема, с которой они в то время столкнулись, заключалась в острой нехватке денег. В связи с чем Исламгалиевым пришлось заняться коммерцией: они стали посредниками в снабжении сельхозпредприятий запчастями к различной технике, доставляя их с заводов-изготовителей. Одновременно брали каждую весну на откорм пятнадцать-двадцать бычков, выращивая для них корма на уже закрепленных за ними 100 гектарах сельхозугодий.
Примерно пятую часть средств, добываемых таким способом, трудолюбивые супруги тратили на строительство своего дома, а все остальное вкладывали в укрепление маттехбазы фермерского хозяйства, что говорило об упорном желании Вахита и Зои встать на ноги.
Карьера Исламгалиева до 1991 года, когда он надумал попробовать свои силы в фермерстве, складывалась весьма удачно. На механический факультет Казанского сельхозинститута он поступил не случайно, а по призванию, с детства увлекаясь всякими механизмами и еще совсем пацаном научившись управлять трактором, на котором трудился его отец – механизатор. После окончания вуза стал работать механиком, заведующим гаражом в родном совхозе, но уже через 5-6 месяцев, успев проявить незаурядные деловые качества, был назначен в соседнее хозяйство главным инженером. И впредь бы ему так же быстро подниматься по служебной лестнице, однако неодолимо потянуло парня земледельствовать самостоятельно.
Благо было это уже позволено. Но с определенными ограничениями, самое неприятное из которых заключалось в том, что фермерам не разрешалось иметь во владении более сотни гектаров земли. Вахит Васикович набил немало шишек, доказывая в разных инстанциях, что это неправильно. Бился он о разнообразные запрещающие циркуляры до тех пор, пока, наконец, не помог ему с решением столь серьезной проблемы нынешний глава Бавлинской администрации Нурислам Хабипов.
Нынче у Исламгалиевых, кроме обширных пастбищ, 1900 гектаров пашни, из которых в частном владении фермерской четы – 112 гектаров, немалая площадь паевой земли, сданной Вахиту Васиковичу окрестными сельчанами в аренду. Каждому из них Исламгалиев выплачивает осенью по четыре центнера зерна, три тонны соломы, да еще и вспахивает их приусадебные участки.
Помогают фермеру обихаживать его поля 25 нанятых им человек. Трудятся они на совесть, дорожа своими рабочими местами. Да и как может быть иначе, ежели зарплата у них существенно выше, чем в среднем по району, а за пьянку Вахит Васикович выгоняет немедленно. Правда, отходчивый сердцем, может потом принять провинившегося и обратно, если тот искренне раскается в содеянном. Вахит Васикович умеет не только достойно отмечать лучших работников, награждая их легковыми автомашинами, другими ценными подарками, но и контролировать труд подчиненных на полях. Осуществляет фермер пригляд за качеством агромероприятий строжайший. Причем совершает объезды полей на автобусе вместе с механизаторами, определяя, где тот или иной из них недоработал при высеве семян в почву, внесении в нее минеральных удобрений, допустил иные нарушения технологии, и тут же объявляя, сколько виновный потеряет в зарплате. Впрочем, оснований наказывать подчиненных рублем у Исламгалиева становится все меньше.
За 12 лет фермерствования перенес он немало ударов земледельческой судьбы. Бывало, град выбивал гречиху, а сильные ливни смывали посевы колосовых.
Надо сказать, что стремление увеличить объемы производимой продукции с параллельным сокращением затрат определяло действия фермера Исламгалиева всегда. Не имея животноводческого подразделения, а значит, и органических удобрений, он научился заменять их запахиваемой в землю обычной соломой с добавлением азотных удобрений. А технику свою Вахит Васикович перевел при помощи специалистов с бензинового на более дешевое дизельное топливо.
Умеет, словом, считать деньги Исламгалиев, каждый рубль у него на строгом учете. Хотя некоторые его поступки могут уди- вить. Так, если в ряде хозяйств нефтяного региона республики отводимые под горох площади сокращают на том основании, что возделывание этой культуры требует значительных и не всегда окупаемых средств, то Вахит Васикович посевы гороха, напротив, в нынешнем году увеличил. Хотя ему, как частнику, следовало бы в первую очередь отказаться от сей капиталоемкой культуры. Где логика?
– Согласен, может создаться впечатление, что ее у меня в данном случае нет, – улыбнулся фермер. – Но на самом деле есть. Да, я нередко не возвращаю все вложенные в горох деньги, однако закрываю на то глаза. Во-первых, потому, что эта культура пользуется спросом и я в любой момент могу получить крайне необходимую мне наличку, которую быстрее не заработаешь даже на реализации производимой в нашем хозяйстве муки, а во-вторых, горох является отличным предшественником, обогащающим почву микроэлементами. Так что, в конечном счете, на каком-то этапе убыточный горох со временем, через последующие культуры начинает приносить прибыль.
Руководствуясь такими же соображениями целесообразности, “не изгоняет” Исламгалиев со своих угодий и низкоприбыльный ныне овес, потому что тот является санитарной культурой, очищающей почву от различных болезнетворных начал.
Весьма нестандартен подход фермера Исламгалиева и к организации труда своих подчиненных. Среди закрепленных за каждым пахотным агрегатом прицепщиков у него обязательно есть квалифицированные трактористы, которые подменяют основных механизаторов за рычагами тракторов. Потому и осуществляется обработка фермерских земель, по существу, беспрерывно, в предельно сжатые сроки.
Не менее интересно выстроены производственные вахты земледельцев в пору жатвы хлебов. Все основные комбайнеры трудятся по одному с семи часов утра до полудня, затем до семи вечера они работают вместе с подоспевшими помощниками, а потом уходят отдыхать, и уже помощники трудятся до полуночи. Такая организация труда и механизаторам не в тягость, и уборочную технику позволяет использовать с максимальной отдачей.
…Усадьбу Исламгалиевых с ее большим двухэтажным кирпичным домом, многочисленными дворовыми постройками, среди которых и помещения для скота, и мельница, и пекарня, и механические мастерские для “лечения” комбайнов, тракторов, автомобилей, другие производственные, бытовые сооружения, окрестные жители, бывает, называют поместьем, а самого Вахита Васиковича помещиком. Только помещик этот, надо заметить, – с мозолями на руках. Поскольку он то и дело включается по мере необходимости, да и просто по собственному желанию в различную работу. Хотя, в основном, конечно, осуществляет организаторскую роль. И настолько толково, что не так давно к нему пришли ходоки аж из оренбургского села с просьбой взять в аренду земельные паи тамошних жителей.
В прошлом году Вахит Исламгалиев был награжден медалью ордена “За заслуги перед Отечеством II степени”. На оборотной ее стороне выведено: “Польза, честь и слава”. Как раз эти слова, сказал фермер, и определяют смысл его жизни.