Мударис называет себя прагматиком. И это странно, поскольку он, сугубо городской житель, занялся фермерством – делом, где, казалось бы, на одном прагматизме далеко не уедешь. Вот уже четвертый год выращивает и продает картофель. И делает это не абы как. Получает его по 200-250 центнеров с гектара и продает 1,5-2 тысячи тонн. Как хороший сельхозкооператив!
…Вообще-то Мударис хотел быть по примеру отца, Садрислама Миннуловича, ученым. Название дипломной работы он и сейчас помнит дословно: “Исследование теплофизических свойств инертных газов в околокритическом состоянии”. Но случились памятные всем потрясения начала 90-х годов, и Мударис понял, что на аспирантскую стипендию не проживешь, тем более что успел жениться и обзавестись сыном.
В 1991 году он создал собственную фирму и стал заниматься перепродажей всего и вся. Думается, те несколько лет предпринимательства и закалили Миннуллина, помогли ему лучше адаптироваться к жестким рыночным отношениям.
Тогда же он впервые столкнулся и с сельским хозяйством. В то время на рынке был ажиотажный спрос на пчелиный яд. И Мударис решил как можно быстрее собрать килограмм яда – его можно было сбыть с большой выгодой. Но для начала необходимо было завести собственную пасеку. С помощью тестя заброшенную колхозную пасеку нашли и купили в Арском районе. Мударис проложил дорогу до пасеки, протянул туда телефонную линию, построил там дом.
…Шел 1998 год, позади был “черный вторник”, и заниматься “купи-продай” стало делом скучным и не очень выгодным. И Миннуллин все пристальней стал присматриваться к делам арских картофелеводов, понимая, что пришло время браться за производство. Так бывает часто, когда не мы управляем обстоятельствами, а они диктуют, что нам делать. Именно обстоятельства и побудили Мудариса Садрисламовича ступить на фермерскую стезю.
Начал предприниматель с того, что предложил соседям-кооператорам совместную деятельность. Те согласились. И в 1999 году Миннуллин посадил картофель – сразу на 22 гектарах.
Техники не было, поэтому договорился об аренде трактора, плуга, сажалки с кооператорами – Аглиуллой и Раифом Сафиными. Их же попросил поработать и в поле. В первый год рассчитывал прежде всего на их опыт.
Свои же функции фермер видел не в том, чтобы ходить в рабочей робе и “шуровать” гаечным ключом. Мударис считает, что каждый должен заниматься тем делом, в котором лучше разбирается. Он, Миннуллин, лучше умеет думать, доставать деньги – это и есть его сфера деятельности.
В первый же год благодаря своевременному и надлежащему уходу за плантацией было собрано около 200 центнеров клубней с гектара. А на участке, где до посадки “второго хлеба” росла люцерна, там и вовсе после копки под россыпями клубней земли не было видно – до 400 центнеров на круг вышло.
…Летом 2001 года на базе фермерского хозяйства “Сафия-1” состоялось выездное заседание совета Ассоциации фермерских хозяйств и крестьянских подворий РТ. Коллеги Мудариса, конечно же, обратили внимание на то, какие ухоженные плантации картофеля у Миннуллина. Довольны остались и представители финской фирмы, предоставившие фермеру кредит в виде сортовых семян “второго хлеба” и средств защиты растений. Заодно гости полюбовались и посевами ячменя – на поле зрел отменный урожай.
Как Миннуллин нашел этих финнов? Вошел к ним в доверие? Вопросы не праздные, ибо добыть кредиты на льготных условиях непросто.
– Тут помогли контакты с Ассоциацией, и в частности с главой фермерского хозяйства “Земляки” Нижнекамского района Владимиром Аппаковым, который картофелеводством занимается уже несколько лет и связи с ведущими заграничными агрофирмами у него прочные, – поясняет Мударис.
Приехали на паровое поле. На краю его стояли наготове машины Арского АО “Агрохимсервис”. По команде они трогаются с места, и из кузовов по земле рассыпается известковая мука.
“Ну чем не агроном?” – подумалось про фермера.
Фермерская доля такова, что не всегда удается ухватить жар-птицу за хвост. Хорошо, что упорство и настойчивость вознаграждаются и фермер добивается высоких результатов. Но, увы, бывают и неудачи, ошибки, просчеты. От этого никто не застрахован. К примеру, загорелся Миннуллин организовать у себя переработку зерновых культур с изготовлением хлопьев быстрого приготовления. Взял по сходной цене у одного предприятия помещение в аренду, нашел кредит, завез и смонтировал оборудование, получил сертификат и приступил к выпуску продукции. А сбыта – нет. Поехал туда-сюда – берут, но мало: торгующие организации, оказывается, завалены таким добром.
– Тут я, должен признаться, просчитался, – говорит Мударис. – Не изучил как следует рынок…
Признавать собственные ошибки – удел сильных людей. А в том, что фермер Миннуллин – сильная личность, убедительно доказывает его работа. У него сейчас уже 320 гектаров земли, из которых картофель занимает 120 гектаров. Нынешним летом в его хозяйство приехали строители одной из израильских фирм, которые по заявке фермера, заблаговременно позаботившегося о строительстве собственного пруда, на 24 гектарах смонтировали систему капельного орошения. Такого в Поволжье на картофельных плантациях еще не было.
– Хотим научиться выращивать картофель лучше всех, – улыбается Мударис.
– Сейчас самая большая проблема – и для меня, и для других предпринимателей, занимающихся производством, – это отсутствие “длинных” денег. То есть кредитов, выдаваемых не на полгода-год, а на несколько лет и под щадящие проценты, – продолжает он. – Правда, кое-какие подвижки есть, начали давать кредиты сроком до трех лет, но ресурсы пока ограничены.
На развитие фермерского хозяйства Миннуллин направил уже порядка 7 миллионов рублей капитальных вложений. У него 7 тракторов, 3 картофелеуборочных комбайна, перерабатывающий цех и сортировальный пункт. В этом году заканчивается строительство картофелехранилища на 2 тысячи тонн. А мед с пасеки Мудариса Садрисламовича – лучше найти не просто.
Фермеры… Все заметней и заметней их роль в сельском хозяйстве республики. И дело не только в том, какова доля их продукции в валовом производстве. Они своим примером все активнее воздействуют на умы людей, побуждают задуматься о жизни.
Интересно с Мударисом беседовать о судьбе сельского хозяйства.
– Назвать истинные причины того, почему аграрный сектор оказался у нас в загоне, сложно, – говорит Миннуллин. – Это только студент-практикант медвуза может с ходу дать диагноз болезни пациента. Думаю, что истинные причины не хотят знать ни члены Правительства, ни депутаты Госдумы, поэтому-то в законах у нас столько противоречий…
Миннуллина хорошо знают в аграрных кругах республики. Знают как грамотного, преуспевающего фермера, добивающегося заметных результатов. В этом году он снова выиграл тендер, проведенный правительством Москвы, и будет поставлять в столицу 2 тысячи тонн клубней. Волнуется, конечно: нынешним летом замучил растения фитофтороз, а обработку сделать невозможно – сначала шли дожди, а потом междурядья закрылись ботвой. Хоть самолет нанимай.
– А что, может, и в самом деле самолет купить? – оживляется он. – Буду опылять плантации с воздуха, а заодно и в качестве транспортного средства использовать.
И непонятно, шутит он или говорит всерьез, на лице – ни тени улыбки.
…В эти дни на поле фермерского хозяйства идет уборка картофеля.
– Многие жители близлежащего села Айвань трудятся в эту пору у фермера, – говорит заместитель главы Тюбяк-Чекурчинского Совета местного самоуправления Александра Мубаракшина. – Мударис без задержки расплачивается, а для многих сельчан, у которых нет постоянной работы, это – выход из положения.