Будет ли жизнь крестьян слаще?

Дело в том, что в состав этой агрофирмы вошли четыре сельскохозяйственных кооператива, соседствующих полями.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Дело в том, что в состав этой агрофирмы вошли четыре сельскохозяйственных кооператива, соседствующих полями. Очень разные по своему уровню. Если СПК “Заман” – известный в районе аграрный лидер, имеющий богатый и многолетний опыт по откорму молодняка крупного рогатого скота, с налаженным зернопроизводством, то мавринский “Труженик” мало соответствует своему гордому названию. На протяжении многих лет в адрес этого хозяйства нарекания сыпались, как из рога изобилия.


Стабильностью показателей отличалась чубуклинская “Родина”, где сумели вывести на хороший уровень молочное животноводство. Правда, последние годы ситуация и здесь оставляла желать лучшего. Былые высоты чубуклинцы, признаться, уступили. Одно из хозяйств новой агрофирмы – “Маяк” – закрепило репутацию крепкого середнячка. Зерновые выращивали отменные, но тянуло назад животноводство. Уровень развития бывших колхозов и нынешних кооперативов четко можно было определить даже без каких-либо экономических показателей, только по тому, как выглядели общественные хозпостройки. И в “Родине”, и в “Замане” крепкая рука чувствовалась всегда, в отличие от того же “Труженика”. Трудно сравнивать благоустроенную и ухоженную Чубуклы с запущенным и вечно грязным Маврино.


И потому новость о том, что хозяйства начали новый полевой сезон “под одной крышей”, вызвало немало толков. Не получится ли так, что попытка вытянуть сельское хозяйство района, избавиться от груза и ошибок прошлых лет столкнет в один котел разные по своей экономической состоятельности кооперативы, вновь вернув их к обидной уравниловке? Не повторится ли печально пройденный путь укрупнения хозяйств, не давший ожидаемых результатов? Ведь и укрупнялись уже, и в разные стороны разбегались, со скандалом деля имущество…


Илдар Гайнутдинов, заместитель генерального директора по сельскому хозяйству агрофирмы “Заинский сахар”, уверен, что путь реформирования, по которому пошли бывшие кооператоры, имеет право на существование и наиболее перспективен в нынешних условиях. Дело тут не только в том, что под одной крышей собрались сельхозпроизводители и переработчик в лице местного сахарного завода. Главный козырь – “Татфондбанк”, в чьем владении сегодня 51 процент акций новообразованной агрофирмы. Определенное количество их получил и каждый из членов этого предприятия. Но самое важное то, что, быть может, впервые здесь решились назвать вещи своими именами, не скрывая реальное состояние дел. В принципе, и без того в Заинске в последние годы напрочь отказались от практики приписок благодаря твердой позиции главы администрации Рината Фардиева. От лжи страдают в первую очередь крестьяне общественного сектора. И, в самом деле, как не удивляться, если по бумагам надои и привесы на уровне республиканских, а в кармане как гулял ветер, так и гуляет? Селом заинская администрация занялась не голословно. В последние годы были и внушительные инвестиции, и научная поддержка. Результаты есть. Впервые за много лет в районе не осталось ни одного гектара неподнятой зяби и ни один гектар посевов не уходит под снег неубранным. Стал нормой севооборот.


Однако имеются и сторонние факторы, влияющие на развитие хозяйств. Самое обидное – отсутствие рынка сбыта. Сельхозпродукция – не из той категории, что можно убрать на дальнюю полку в ожидании щедрого покупателя. Молоко скиснет, мясо протухнет, зерно сгниет. При всем своем внешнем, по цифири, благополучии кооперативы оказываются банкротами. И как бы ни были хороши “Заман” или “Родина” в рамках района, фактически у них, как и у бедного соседа “Труженика”, будущее весьма туманно. По крайней мере, счета закрыты у всех. Долги имеются по зарплате, по налогам, по взносам. Они перевалили уже за 149 миллионов рублей! А перспектив – никаких.


Учредитель в лице банка ситуацию “разгреб”. В село пошли деньги. Но, судя по всему, банкиры не намерены быть “дойной коровой”. Времена безоглядной благотворительности канули в Лету. Серьезные финансовые вливания должны лишь дать возможность коллективам встать на ноги. Если учредитель помог закрыть долги по заработной плате за весенние месяцы, то дальше выплаты должны идти уже за счет внутренних резервов. А они есть. И в первую очередь это – выращивание традиционной для района культуры свеклы. Илдар Камартдинович уверен, что свекла окажется той самой спасительной соломинкой, которая и вытянет новое сельхозпредприятие. В агрофирму отошли более четырнадцати с половиной тысячи гектаров пашни. Свекла посеяна на 1142 гектарах. Немного, на первый взгляд. Но это, что называется, для затравки. Уже в будущем году посевы будут значительно расширены. Погода между тем сработала на агрофирму. Как по расписанию: в лучшие агротехнические сроки отсеялись, вовремя прошли дожди. Даже июньская хлябь, и та оказалась не во вред этой культуре. Как минимум рассчитывают на 250 центнеров урожая с гектара.


Загадывать сложно. В Заинске помнят урожаи и в четыреста центнеров. На слуху были в свое время отменные урожаи в Верхних Шипках, Аксарине, Бегишеве. А вот прошлый год был крайне сложным. Сухой август с сентябрем отминусовали значительную долю урожая. Хотя и заняли заинцы в республике второе место по валовому сбору, но этот урожай был самым низким за всю историю возделывания свеклы в районе. А ведь именно здесь – богатейший опыт по ее выращиванию.


Генеральный директор агрофирмы “Заинский сахар” Раис Сулейманов как-то на одном из собраний бросил фразу: мол, мы научим заинцев, как нужно выращивать сахарную свеклу. Коллега-журналист, пересказывая мне этот эпизод, искренне удивился уверенности молодого руководителя. Как, впрочем, и я. Признаться, только на моей памяти уже дважды учили заинцев этому “искусству”. В самом начале девяностых – французы из “Сюкден Керри”, чьи “университеты” больно ударили по карману сельхозпроизводителей. Чуть позже – местные свекловоды, соединившие свой опыт с заморским. А вот теперь свеклу сажают по-немецки. Агрофирма сделала ставку на немецкие технологии, технику и опыт. Насколько верно сделана эта ставка, покажет время.


Как заметил Илдар Гайнутдинов, агробизнес – не то место, где может быть быстрый результат. Здесь еще помнят московских предпринимателей из фирмы “Разгуляй-поле”, возжелавших быстро обогатиться на заинской ниве. Не получилось. Да и психологию деревенского люда надо учитывать. Устали тут, если честно, от реформ. Но и к единоличному хозяйствованию еще не готовы. Так что тому же Илдару Камартдиновичу нужно быть в первую очередь психологом. Главное, по его словам, дров не наломать. Урожай люди делают. А уж удобрения да семена – дело вторичное. Если не будет кому сеять да убирать, о чем вообще может идти речь? Народу-то не хватает. Да и среди тех, кто сегодня выходит на работу, многие – предпенсионного возраста. Основной костяк механизаторов возят из города вахтовым методом. Но и молодежь в село звать намерены. Начнет строиться жилье – появится и заработок. Уравниловки же не будет, в этом руководство агрофирмы категорично. Причем финансовые потоки регулируются бюджетом, который был принят в первые же дни существования фирмы.


Ставка сделана и на науку. Без этого никак нынче. По весне была закуплена через “Элитные семена Татарстана” партия новых сортов пшеницы. В тесном контакте с учеными из НПО “Нива Татарстана” разработана перспективная программа по кормопроизводству. Взятый в районе курс на укрепление животноводства нашел отражение и в новой агрофирме. Ей-то здесь и карты в руки. Ведь в составе предприятия – откормочное производство с многолетним опытом работы. Главное теперь – не только сохранить то, что сделано, но и поднять эту работу на новый уровень.


С кормами проблем не должно быть. В ход идут не только травы-многолетники, но и такие ценные корма, как жом с патокой с сахарного завода.


Решено сделать ставку на сильные стороны каждого кооператива. В “Родине”, где много естественных пастбищ, будут развивать молочное животноводство. В “Маяке” – выращивать зерно. Здесь же будут откармливать отбракованных коров взрослого поколения. В одной из бригад “Замана” соберут телочек, и так далее. Пристального внимания удостоилась и работа замановского колбасного цеха, к этому дню совершенно не конкурентоспособного. Теперь он переведен на хозрасчет, находится в непосредственном распоряжении агрофирмы. Собственно, изменения коснулись практически каждого структурного подразделения того или иного кооператива.


Итоги подводить рано. В агрофирму “Заинский сахар” мы еще вернемся по осени, чтобы увидеть первые результаты нового опыта реформирования. Но в любом случае, движение вперед куда лучше топтания на месте.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще