Осенью прошлого года труженики Азнакаевского района вновь заставили говорить о себе всю республику, получив самый высокий в РТ валовой урожай зерна – 278 тысяч тонн. В среднем же собрали по 52 центнера с гектара, что является одним из лучших результатов в республике. Причем, следует заметить, столь значительных показателей азнакаевцы добились при существенной нехватке у них минеральных удобрений, которую во многом компенсируют высокой культурой земледелия, умелой работой с чистыми и занятыми парами, использованием сидеральных культур.
Есть позитивные изменения и на азнакаевских фермах. Поголовье крупного рогатого скота там за последние трудные для сельхозпроизводителей годы сумели, в отличие от ряда районов республики, сохранить, повысив надои молока от каждой коровы за минувшие пять лет с 2800 килограммов до 3500, увеличив и продуктивность животных на откорме.
Однако побеседовать с главой Азнакаевской администрации Анасом Гатуфовичем Исхаковым мы договорились не об успехах района, а о планах на ближайшее будущее, связанных, в частности, с целенаправленной работой по увеличению урожайности здешних хлебных нив и кормовых плантаций. Накануне же встречи я увидел в библиотеке новую его книгу стихов и посему не удержался от того, чтобы начать разговор с Исхаковым с такого вопроса:
– От наших с вами общих знакомых – татарстанских литераторов узнал, что не так давно за пятнадцать дней отпуска вы написали аж тридцать стихотворений. Это правда?
– Да. Но с одной поправкой: не написал, а записал прежде родившиеся строчки, запечатлеть которые на бумаге в течение рабочего года все не хватало времени. И теперь уж не скоро сяду за стихи. Ведь сделать предстоит еще больше, чем сделано, в связи с чем ждущих своего решения сложнейших задач выше головы.
– Какую из них вы для себя и района считаете главной?
– Трудно сказать. Ну, прежде всего, надо постараться получить зерна по крайней мере не меньше, чем в прошлом году. Мы неплохо подготовили к посевной страде технику, прицепной инвентарь, довели практически все семена до первого и второго классов посевного стандарта. Тем не менее проблем у азнакаевских земледельцев еще немало. Над ними мы сейчас сообща и ломаем головы. Однако, подчеркну, за сельскохозяйственными заботами мы отнюдь не забываем о делах городских. Отрадно, к примеру, отметить, что нам удалось вернуть вторую жизнь заводу “Нефтемаш”, швейной фабрике, ввести, в общем-то, за не очень продолжительное время несколько новых производственных объектов, провести капитальный ремонт и реконструкцию комбината школьного питания, кинотеатра “Восток”, зданий иных социальных и культурно-бытовых учреждений, возвести учебный корпус под татарскую гимназию. Приятно, разумеется, отметить, что Азнакаево три года подряд занимает призовые места среди городов республики по уровню благоустройства. Два раза – первое, а в прошлом году – третье место. На текущий год также намечена реализация серии проектов по дальнейшему развитию нефтяной, перерабатывающей, другой промышленности, инфраструктуры города. Если же говорить конкретно, то в рамках выполнения программы по обеспечению азнакаевцев чистой, в основном родниковой, водой планируем ввести в эксплуатацию мощную озонаторную станцию, какой нигде в республике больше нет. Намерены освоить утилизацию твердых бытовых отходов, приступить к сооружению весьма капиталоемкой, но крайне необходимой городу ливневой канализации, ускорить по мере возможности строительство торговых объектов, крытого бассейна, жилья для ветеранов войны и молодежи… Словом, чисто городские наши заботы я могу перечислять еще долго. Но все же в эти напряженные горячие дни мысли в основном связаны с севом, с ситуацией на полях. Может, там и продолжим наш разговор?
…Председатель СХПК “Сапеево” М.Музафаров, которого мы застали на краю обширного зернового клина этого хозяйства, выглядел усталым, озабоченным, но глаза его улыбались. И понятно почему. Потому что показывал нам Марат Назылович хорошо перезимовавшую озимую пшеницу, явно радовавшую его и своим здоровым видом в целом, и крепкой корневой системой в частности.
– Сохранились здесь озимые потому, что технология возделывания и подкормки растений была соблюдена полностью, – сказал А.Исхаков. – Здесь, в Сапееве, например, жизнестойкость растений была обеспечена удачно подобранным предшественником и качественно проведенными агроприемами, а также тем, что на каждый гектар этого поля два года назад было внесено по сто и более тонн органических удобрений.
Руководителя кооператива “Авангард” Р.Салахова мы также застали в поле. Здесь учли потребности рынка и почти вдвое увеличивают площади под гречиху – в недавнем прошлом коронную культуру в районе, а также посевы рапса, гороха, озимой пшеницы, сахарной свеклы, которые потеснят менее доходные нынче культуры.
Затем я предложил главе администрации побывать в старинной русской деревне Чекан – на самой границе между азнакаевскими и башкортостанскими землями. С тем, чтобы посмотреть, как обстоят дела и в самых дальних хозяйствах.
Однако и там порядок и на полях, и в животноводческих подразделениях был надлежащий. Особенно приглянулось мне в Чекане школьное подсобное хозяйство, перешагнувшее за рамки традиционного садово-огородного участка, с добротной мини-свинофермой. Построена она практически силами работников школы. С кормами для свиней юным животноводам помогает племзавод им.Вахитова, в состав которого деревня входит. Отправляются на эту ферму и остатки еды из школьной столовой, зеленая масса сорных трав после прополок овощных плантаций, куда, в свою очередь, доставляется со школьной свинофермы органика.
– Наряду с Чеканской в районе появились школы, где завели и коров, и пасеки, – заметил А.Исхаков. – В общей сложности таким образом сельская детвора сумела самостоятельно заработать себе на бесплатные обеды в прошлом году более четырех миллионов рублей. Добавлю, что подобными мини-фермами разживается в районе все больше хозяйств. Держат в них, кроме крупного рогатого скота, свиней, овец, еще и кроликов, кур, гусей. Так выполняется одна из разработанных у нас программ. Другая из них предусматривает или закладку, или возрождение в каждом азнакаевском хозяйстве плодовоягодных садов и огородов, чтобы не зависеть в дальнейшем от поставщиков фруктов и витаминной зелени, не гонять за всем этим машины за тридевять земель.
Одновременно реализуем и несколько президентских решений. В частности, то, которое обязывает руководителей, соответствующие службы хозяйств помогать сельским труженикам в выращивании картошки, а точнее, брать на себя, по существу, все заботы, связанные с ее посадкой и последующим возделыванием, вплоть до механизированной уборки клубней на специально выделенном для этого поле. А сельчане на приусадебных огородах теперь выращивают свеклу, другие кормовые культуры, что, в свою очередь, позволяет им держать на подворьях больше скота и птицы, а это – дополнительный приработок.
– Анас Гатуфович, в разных концах района мы видели людей, тщательно собирающих по полям остатки прошлогодней соломы. Год ожидается засушливый, а посему каждый центнер кормовых в будущую зимовку скота может оказаться на особом учете. Но что делают сельчане, укладывающие по краям полей камни?
– Таким способом на склоновых землях мы уберегаем почвы от эрозии. С этой же целью закладываем лесные полосы и даже целые дубравы. Вы знаете, – улыбнулся Анас Гатуфович, – есть у нас деревня Урманай, название которой можно перевести как Лесная. Но вот лесов-то вокруг нее и в помине нет. Так вот, одну из дубрав мы и заложили рядом с этой деревней. Будет потом куда ее жителям сходить за грибами, ягодами, просто отдохнуть. Красивым должен быть наш родной район.
– Вы не оговорились, назвав Азнакаевский район родным?
– Родился и вырос я в Лениногорском районе. Однако и с Азнакаевским успел сродниться за многие десятки лет с того дня, когда приехал сюда после окончания Лениногорского музыкально-художественного училища.
Энергичный и инициативный, Исхаков быстро был замечен местными властями – он стал инструктором райкома КПСС. Затем Анас Гатуфович возглавлял райком ВЛКСМ, орготдел райкома партии, рай-исполком, а с 1992 года стал главой Азнакаевской районной администрации.
– Анас Гатуфович, в последнее время и в райцентре, и в селах, даже возле свиноферм можно увидеть клумбы. Это что, тоже программа?
– Если человек будет жить или работать средь бурьяна, которого, к слову, прежде рядом со многими фермами было полно, то и на душе у него будет бурьян. А если среди цветов, то будет он намного чище, светлее. И еще теплее начнет относиться к окружающим его людям, в том числе к родителям, перед которыми мы все в неоплатном долгу.
Это для Исхакова не просто слова. В позапрошлом году он вместе со своими братьями и сестрами, не без помощи лениногорских нефтяников, восстановил и весьма выразительно оформил в той деревне, где появился на свет, в честь матери родник, журчащий хрустальной водой.
К матери у Исхакова любовь неизбывная. Ведь ей пришлось перенапрягаться, чтобы поставить на ноги многочисленных своих детей, когда муж был призван на военную службу еще в начале войны с финнами, а вернулся домой только спустя шесть лет, после окончания Великой Отечественной. Рос поэтому Исхаков в бедности такой, что поторапливал, голодая до мук, приход весны, чтобы с первыми же проталинами выбраться в лесок в поисках съедобных трав. А первый настоящий хлеб из ржаной муки он попробовал лишь в девять лет. Из-за нехватки у семьи средств Анас не смог сразу после школы поступить, как мечтал, на истфилфак КГУ, который все-таки окончил, но позднее.
– Говорят, в Азнакаевском районе больше, чем где-либо в республике, родников восстановлено?
– Да, свыше сотни, что способствовало и увеличению у нас числа прудов, которых в районе нынче четыре десятка. Вот почему в небе над нашими землями все чаще можно видеть редких прежде в этих краях лебедей. Особенно красиво смотрятся они с рассветом: то белоснежные на фоне голубого неба, то слегка окрашенные встающим солнцем в розоватый цвет…
В разговоре возникла пауза, и я подумал, что в этот момент у главы администрации, являющегося еще и членом Союза писателей РТ, формируются строчки очередных стихов, немало которых у него стали песнями. Однако Исхаков продолжил беседу уже суховатым тоном и совсем на иную тему:
– Среди реализуемых нами программ, намеченных Президентом республики, есть такая, которая предусматривает создание в каждом хозяйстве так называемых общественных центров, где люди могут собраться как на сход для обсуждения каких-то общинных проблем, так и для отдыха, неформального общения. При этом имеются в виду не просто традиционные клубы, а иные сооружения и площадки, где молодежь, скажем, могла бы поиграть в волейбол, футбол, где малыши имели бы возможность покататься безбоязненно на трехколесных своих велосипедах среди цветников, а бабушки наблюдали бы за ними с удобных скамеек, и так далее.
Так вот, число таких центров у нас постоянно растет, а скоро, надеюсь, к ним добавятся два соцкультбытовых комплекса, объединяющих школы, детсады, фельдшерско-акушерские пункты.
– Я полагаю, об этом вы заговорили не случайно?
– Верно. Заговорил же я об этом в связи с тем, что решать все более сложные задачи по дальнейшему увеличению продуктивности полей и ферм азнакаевским сельхозпроизводителям приходится значительно меньшими силами, чем в недалеком прошлом, поскольку за последние десять лет сельское трудоспособное население сократилось в районе без малого вдвое. А потому дальнейший его отток из местных деревень и сел совершенно недопустим. Но не будешь же держать людей в хозяйствах силой. Вот почему мы и делаем все, чтобы им самим не хотелось уезжать с родной земли. Изыскивая очередные пути повышения личного достатка сельских тружеников, мы делаем все возможное, чтобы им жилось год от года все комфортнее. Полностью, в частности, завершили в районе газификацию, объединили все здешние хозяйства сетью асфальтовых дорог с твердым покрытием. В СХПК “Чалпы” реконструировали и переоборудовали старую участковую больницу под санаторий для сельчан. Возвели в поселке Актюба трехэтажную больницу, такую, какая и не в каждом райцентре есть. Там же реконструировали и оснастили бывшее больничное здание под дом престарелых, а затем на добровольные отчисления ряда местных предприятий возвели для них и добротную общественную баню.
Заботимся о пожилых, а думаем о молодежи. Забота о седоголовых людях долгим эхом отзывается в умах юных, вполне резонно рассуждающих так: как районные власти относятся к нынешним старикам, так будут относиться и к ним, когда они тоже достигнут почтенного возраста. В связи с чем и делают выводы: уезжать куда подальше или оседать рядом с родительской избой.
Для молодых очень важно, как они могут отдохнуть в свободное от учебы и работы время. Вот и появляются в нашем районе новые досуговые учреждения, конно-спортивные школы. А в товариществе на вере “Закиров и компания” обустроили отличный хоккейный корт, где наряду со взрослой играют и две детские команды…
Приучаем к сельскому труду и городскую ребятню. Уже немало школ Азнакаева арендуют в хозяйствах района землю, производят там разную растениеводческую продукцию, из которой заготавливают всякие соленья, варенья, только в прошлом году посадили для себя 600 яблонь. Излишки выращенных ими овощей и плодов школьники могут сдать, неплохо заработав при этом, консервному цеху при райпо. Для нас, к слову говоря, приоритетно открытие подразделений, специализированных на переработке продукции сельчан и стимулирующих увеличение ее производства. К таким относится и оборудованный при том же предприятии валяльный цех, где поставляемая из района овечья шерсть превращается в отличные валенки.
– Работа по закреплению парней и девушек на малой их родине, будь то деревня или город, не окажется по-настоящему эффективной без умелого воспитания в них патриотизма…
– Согласен. Добавлю, что у такой работы к тому же весьма значительный экономический подтекст, а потому и отношение к ней у нас очень серьезное, потому и стараемся осуществлять ее методами неизбитыми. На главной городской аллее открыли, например, памятники не умершим уже, как это обычно бывает, а живым азнакаевским Героям Социалистического Труда. И возле каждого монумента стоял тот наш славный земляк, кому он посвящен, и принимал благодарность представителей общественности города и района за то, что сумел свершить. И это, надеюсь, произвело и продолжает производить на местную молодежь сильное впечатление. Полагаю, что для многих из наших юношей и девчат эта аллея Героев станет своеобразным мостом в достойную взрослую жизнь…
И еще. Число азнакаевских сельских населенных пунктов не сократилось за последнее десятилетие, как в ряде районов республики и Российской Федерации, а, наоборот, увеличилось с 75 до 78. И ежегодно большинство здешних деревень и сел прирастает в среднем на пять-шесть свежерубленых изб.