Как заработать денег? И побольше! Над этим вопросом многие из нас ломают голову, но далеко не каждому удается найти ответ. И еще меньше тех, кому реально улыбается удача. Потому что для успеха в бизнесе нужны незаурядные качества: предпринимательский талант, трудолюбие, упорство и многое-многое другое.
Анатолий и Венера Крамины в молодые годы активно занимались спортом: Анатолий в составе команды Казанского госуниверситета по баскетболу не раз становился чемпионом России среди студенческих команд, Венера в 1975 году – тогда она была Низамиевой – завоевала для Татарстана вместе с олимпийскими чемпионками Валентиной Никоновой, Наилей Гилязовой и Ольгой Князевой командный кубок СССР по фехтованию.
Когда наступило трудное время рыночных преобразований, Крамины не стушевались, занявшись завозом из-за границы продуктов питания и реализацией их в республике. Спортивная закалка позволяла стойко переносить тяготы, связанные с длительными поездками. Дела шли успешно: семейная пара приобрела в пригороде земельный участок, построила дом.
Но случился тот самый “черный вторник” августа 1998 года, когда произошло обрушение рубля, и дававший стабильный доход бизнес стал невыгодным.
Надо сказать, что тот дефолт надломил многих предпринимателей. Крамины оказались из другого теста. Они снова стали ломать головы над тем, как не затеряться в массе.
– В руки тогда попал научный журнал, в котором академик Михайлов рассказывал об опыте выращивания кроликов на мясо и мех, – рассказывает Анатолий Анатольевич. – Мы с Венерой заинтересовались, загорелись, съездили к академику в Санкт-Петербург, поговорили с ним о тонкостях этого дела. Ну и решились попробовать…
“Попробовать” по Крамину – это тщательная разработка бизнес-плана, рассчитанного на долгую перспективу с учетом всех возможных рисков.
Узнав, что на Казанском льнокомбинате имеется заброшенная кроликоферма, Крамины недорого выкупили оборудование, вывезли к загородному дому, установили на новом месте, запустили в мини-шеты первых питомцев. И стали налаживать выращивание кроликов в строгом соответствии с рекомендациями ученого. Приняли на работу выпускников ветеринарного техникума, студентов ветеринарной академии. Установили на кроликоферме четкий распорядок дня – кормление и поение ведется здесь строго в определенные часы и минуты.
И ведь получается у Анатолия с Венерой! Они с успехом продвигают крольчатину, поставляя ее в супермаркет и развозя по заказам богатых и нуждающихся в диетическом мясе клиентов по 157 рублей за килограмм. Цена, прямо скажем, хорошая.
– Мы крольчатину доставляем потребителям еще теплой, в течение не более двух часов после забоя, к тому же соблюдение технологии кормления и поения зверьков позволяет добиваться высокого качества мяса, поэтому спрос на него стабильный, – говорит фермер. – Да и вообще, как было заявлено на Всемирном конгрессе кролиководов, крольчатина – будущее питание человечества…
Вся продукция фермеров – сертифицирована. И в этом тоже проявляется серьезный подход Анатолия и его супруги ко всему, чем они занимаются.
В семейном бизнесе Краминых обязанности распределены четко. Анатолий Анатольевич – стратег и менеджер одновременно. На Венере – организация текущих дел в хозяйстве и контактов с деловым миром. Их дочь Карина на “уазике” под желтым – “фирменным” – брезентом развозит продукцию потребителям. А сын Артем, студент КГУ, отвечает за информационное обеспечение. Кстати, он по собственной инициативе разработал компьютерную программу “Автоматизация управления кроликофермами по технологии МИАКРО”, которая позволяет ежедневно выдавать задания по уходу за зверьками, четко вести зоотехнический учет, строго контролировать технологический процесс.
У Краминых девиз: “Если быть, то быть лучшими”. Они уже проторили “тропу” в Казанское меховое объединение “Мелита”, где им выделывают кроличьи шкурки. С квалифицированным частным предпринимателем заключили договор на пошив меховых изделий. Ориентация у бизнесменов – на разработку современных моделей. Мне показали шубы недавнего пошива – это претензия на высокую моду.
…Мы идем с Краминым-старшим по кроликоферме, выбирая под ногами места посуше.
– Не все так просто, как кажется со стороны, – рассказывает Анатолий. – Хотим увеличить поголовье маток до двухсот сорока, для этого создали свой столярный цех и изготавливаем мини-фермы сами. Но сразу все разве успеешь? Вот тут, между рядами мини-ферм, должны быть асфальтовые дорожки, но до них пока руки не дошли…
Трудностей у фермеров много. Когда, например, начинали создавать звероферму, кто-то написал жалобу властям: якобы Крамины ухудшают экологию. Еле отбились. Или такой случай: в ночь с 31 декабря на 1 января в поселке вдруг отключили электричество. И в праздник, когда вся страна встречала Новый год, Крамины отколупывали в поилках лед, грели в баке кипятильником воду – свет, слава Богу, к утру дали – и поили зверьков.
– Надо еще поработать над качеством сена и комбикормов, – говорит Анатолий. – Важно, чтобы корм был всегда однородным, кролики не любят разнобоя в кормлении. Хотим заключить договор с хозяйством на поставку кормов требуемых кондиций.
Остановились, фермер открыл дверцу мини-фермы, где прядали ушами пять пушистых кроликов. Я удивился:
– Они же выпрыгнут!
– Ни в коем случае, – успокоил Анатолий. – Зачем им выпрыгивать, если им здесь хорошо?
И в самом деле: зверьки спокойно топтались в клетке, не предпринимая никаких попыток покинуть свою довольно-таки тесную обитель. И даже давали себя погладить.
Нелишним будет заметить, что такая отрасль, как кролиководство, у нас в стране развита довольно слабо. Как сказал фермер, трудно найти хозяйство, где можно было бы купить хороших, породистых маток. А все дело в том, что кролики – очень капризные существа, требовательные к условиям содержания. Если им недостает внимания, они не переносят стоически тяготы жизни, как, например, крупный рогатый скот, и быстро вымирают.
Недавно на съезде фермеров республики Анатолий Крамин заявил с трибуны, что его цель – создать лучшую в России селекционную кроликоферму. Принимавший участие в съезде вице-премьер – министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов пообещал ему всяческую поддержку.
Будет оказана такая поддержка или нет – вопрос открытый, но в то, что такая ферма под Казанью будет создана, почему-то хочется верить. Может, по той причине, что ниша, которую сейчас заняли на рынке Крамины, практически свободна – кроличьего мяса мы почти не едим или едим очень мало, потому что его попросту нет в продаже. Да и красивые изделия из меха кроликов в магазинах редко увидишь. А возможно, потому, что сами фермеры внушают такое доверие. Подкупают их целеустремленность, здоровое честолюбие.