Как живешь, деревенька?
А живет деревня Тарлаши Лаишевского района своей тихой, размеренной жизнью. Вот стукнула калитка. Бабуся к колодцу за водой поспешает. Вот забрехала собака. Машина развернулась прямо посреди деревни. Гости! Да какие! Неужто сам председатель Никольского Совета местного самоуправления Сергей Алексеевич Трусов пожаловал? К чему бы это? Гадать долго не пришлось. В дверь дома Марии Григорьевны Германовой постучали. Оказалось, соседка.
– Сбирайся, Марья, всех старух председатель зовет на угощение. Песни наши будем петь. Меня вот по дворам послали на машине.
– А в честь чего это? – удивилась Мария Григорьевна.
– Да старый Новый год на дворе. Вот праздновать будем, как в старину!
Хотя и хворая была Мария Григорьевна, но собралась, поехала к застолью.
Сергей Трусов в Никольском пришлый. Но жена тутошняя, из деревни Травкино. Это она уговорила его почти 20 лет назад после института культуры стать сельским жителем. Назначили его директором СДК, и хотел он было вокально-инструментальный ансамбль наладить. Но быстро понял, что тут совсем особая ситуация. Село, которому никакие бури и пертурбации не сломили хребет, во весь голос распевало свои никольские песни, которые сочинили прадедушки-прабабушки в 17-18-х веках. Вот эти-то песни и решил узаконить Трусов; не окультурить, нет, а именно в том виде, в каком пели бабушки и женщины, записать и распространить на весь район.
Вот и в Тарлашах он когда-то записал с десяток песен у той же Марии Григорьевны. А став председателем СМС, стал интересоваться не только песнями. Чем живут деревни? Какие заботы у пенсионеров? В чем им помощь нужна? Эти вопросы стали обязательными для главы местной власти.
Поскольку клубным досугом в малых селах пенсионеры не охвачены – в том понимании, как это было в советские времена, вот и решил Трусов порадовать пожилых праздничными застольями. У кого-то собирались в деревенской горнице, а в иной деревне – прямо в медпункте, где всегда светло, уютно и натоплено. А заодно и тут узнавал председатель, у кого нет дров и надо помочь, у кого избенка заваливается, а сил старушечьих нету на ремонт. Все берет Сергей Алексеевич на заметку.
Но старинные песни – это незабвенная любовь Трусова. Ведь это при нем, при Трусове, появилась в СДК Никольского комната для фольклористов, где собирались известные теперь певуньи Курынцева, Гаранина и многие другие. А на знаменитый праздник “Каравон”, который проходит ежегодно в мае на Вешнего Николу, приезжают не только пенсионеры из малых деревень, но и гости со всех концов республики.
Нестареющий “Каравон”
Поколение никольчан сумело передать из уст в уста свой народный фольклор. Ни одна гулянка не обходилась без песен старины. И когда несколько лет назад Трусов, будучи директором СДК, зазвал женщин на репетиции, то они откликнулись охотно. И вскоре никольские певуньи стали знаменитыми на весь район. На гастроли начали ездить сначала в райцентр, потом – в Казань, на всевозможные праздники по линии Министерства культуры РТ.
И пошло-поехало: как иностранцы к нам жалуют – везут никольских певуний в Казань, как пароход с важными гостями прибывает – снова в речпорт едет автобус с бабушками из Никольского. И хоть иностранцы языка не понимают, но русская душа в этих песнях – вся напоказ. Частенько гости сами, захваченные магией действа, становятся в круг.
На престольный праздник Николая Угодника в Никольском под эгидой Министерства культуры стали собираться многие фольклорные коллективы, поющие русские обрядовые песни. Религиозная подоплека праздника утрачена, поэтому нет заутрени, а фольклористы без молебна и молитв, наряженные в русские сарафаны, собираются в центре села, чтобы спеть свои песни. А после традиционного концерта красочная кавалькада, растянувшаяся на сотню метров, идет на поляну – водить с песнями хороводы. Царит дух веселья и душевной приподнятости, за что и любят многие праздник “Каравон”, приезжая на него ежегодно.
Сейчас, правда, его решили проводить один раз в два года. Но зато в этом году он пройдет как всероссийский. И у Сергея Алексеевича, как главы местной власти, и у отдела культуры района в связи с этим много хлопот. Сейчас пишут сценарий, репетируют песни, шьют новые костюмы. Готовятся, одним словом.
И стал театр народным
А осуществляет подготовку все тот же дружный коллектив СДК, куда брал в свое время Трусов на работу только неравнодушных людей. Так, Галину Германову – сноху Марии Григорьевны Германовой – взял поначалу уборщицей. Но женщина, обладая организаторскими способностями, быстро выдвинулась в заведующие постановочной частью народного театра, уже более десяти лет существующего при СДК. Мне довелось недавно видеть в Лаишевском РДК в исполнении никольчан спектакль А.Косенковой “День шестой”. Его привезли для подтверждения звания “народный”. Все работники СДК заняты в пьесе, поставленной худруком СДК Светланой Никитиной.
Эта современная трагикомедия, в которой роли играют учителя, пенсионеры и штатные работники СДК, смотрится на одном дыхании. От сочного языка пьесы, острого народного словца и яркой игры самодеятельных актеров захватывает дух.
Муж Галины Германовой, привезший артистов на автобусе и сидевший в зрительном зале, ни одного слова не пропускал. Весь был на сцене. Он когда-то и сам являлся активистом СДК, играл в ВИА на гитаре. А потом его провожали в армию всем селом. И среди провожающих была юная жена, которая ждала ребенка.
– Владимир Германов – наш лучший водитель, – говорит Сергей Алексеевич. – Это его мама знает много старинных песен. В ее честь дочку родители назвали Машей, а первенец у них – Миша. Хорошая, крепкая семья.
Трусов, конечно, волновался, все-таки пьеса еще не обкатана, сыровата. Но звание народного Никольскому театру подтвердили.
Для Сергея Алексеевича Никольское стало его второй родиной. Здесь взрослеют его дети. Здесь он находит время, чтобы отстоять всенощную в храме чудотворца Николая Угодника.
“О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал – истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога”.
Этими строками Ахматовой и хочется закончить рассказ о жизни села Никольское и прилегающих к нему деревень, подаривших миру возрожденный праздник “Каравон”.
Людмила СУХАНОВА.