На территории бывшей Казанской губернии в 60-70-х годах девятнадцатого столетия крестьяне разводили около 3-3,5 миллиона овец. В 1966 году во всех категориях хозяйств поголовье этих животных составляло 1 миллион 976 тысяч. На первое января 2003 года их осталось всего 47 тысяч.
В Алькеевском, Атнинском, Высокогорском, Елабужском, Зеленодольском, Кукморском, Мамадышском, Менделеевском, Муслюмовском, Пестречинском, Спасском, Тетюшском и Тукаевском районах давно отказались разводить овец в общественном секторе. Многие руководители хозяйств под любым предлогом избавляются от этой отрасли.
Может быть, действительно, овцы никому не нужны? И кроме убытка от них ничего не получишь? Это не так. В Новосибирске долгие годы работал мой знакомый хирург – академик Мешалкин, который очень удачно делал операции на сердце и пользовался большим авторитетом. Его интересовал образ жизни долгожителей Кавказа. Он несколько лет подряд ездил к этим людям, жил среди них, изучал их быт и рационы питания. И выяснил, что многие долгожители, в основном, едят баранину. Среди населения, где в пищу употребляют много этого мяса, редки случаи сердечно-сосудистых, ишемических и онкологических заболеваний.
По данным Института питания Академии медицинских наук, баранина в рационе должна составлять 14,5% от общего потребления мяса и мясопродуктов. Это значит, что в год на душу населения баранины требуется 9 кг. В 2001 году потребность населения Татарстана в баранине удовлетворялась только на 2%, или на душу населения было потреблено всего 182 грамма баранины.
Очень полезна для людей и другая продукция овцеводства – шерсть. Благодаря особым свойствам шерсти выработанные из нее ткани, валяная обувь, фетровые и другие изделия обладают высокими теплозащитными качествами, гигроскопичностью и гигиеничностью.
Известно также, что с незапамятных времен австралийские и новозеландские матери (а в Туве и Монголии я сам такое наблюдал) укладывают новорожденных малышей и детей постарше спать без пеленок на овчинах. Врачи выяснили, что мягкая и эластичная овчина для детей полезней и удобнее любой подушки.
При радикулите, хроническом бронхите и сердечных заболеваниях, в том числе и для людей, перенесших инфаркт миокарда, врачи с давних времен рекомендуют носить шерстяные изделия или просто полоску из меха шерстью внутрь.
Многие хозяйки, покупая шерстяные ковры, думают, что они нужны для престижа, для красоты, но мало кто знает, что они обладают кумулятивными свойствами, так как поглощают влагу, пыль, различные запахи и тем самым создают оптимальный микроклимат в помещениях.
Немаловажное значение имеют получаемые при забое овец так называемые отходы, в частности, кишечное сырье. Из овечьих кишок делают оболочки для колбас, сосисок и даже струны для музыкальных инструментов. Кроме того, из кишечника овец заготавливают лигатуру, которая используется для наложения швов при хирургических операциях. Установлено, что лигатура из кишечника овец в отличие от коровьей отличается прочностью и гигиеничностью, пользуется большим спросом.
В Германии ежегодно в сухой осенний день специально выгоняют пасти овец по озимым культурам поперек посевов. В результате увеличения узла кущения растений и удобрения полей свежим навозом в следующий год урожай зерновых повышается на 15-20%.
В далекие времена, прежде чем начать постройку культовых сооружений, пускали отару овец, и там, где отара располагалась на ночлег, возводили церковь или храм. Таким путем определяли положительную или отрицательную энергетическую активность местности, то есть геопатологические зоны земли. Известно, что овцы останавливались не на болотистых и низменных землях, а на возвышенных.
Имеются исторические данные о том, что Петр Первый при основании Санкт-Петербурга тоже воспользовался услугами овец, несколько отар которых пускал по месту строительства будущего города. Где они останавливались, планировал строить дома, улицы, проспекты. Учитывая, что овцы – очень полезные животные, он даже издал указ по вопросам разведения овец, некоторые пункты которого имеют ценность и сегодня.
Из головного мозга овец вырабатывают гормон соматостатин, который применяют при лечении диабета.
Известно, что оротовая кислота способна ускорить приспособление сердца после инфаркта к повышенной рабочей нагрузке, так как она участвует практически во всех обменных процессах. Эта кислота в больших количествах встречается в первую очередь в козьем и овечьем молоке.
Оригинальное применение бараньему жиру нашли в Новой Зеландии. Его используют в качестве добавки… к дизельному топливу. Доля жира в горючем не должна превышать 20%, иначе при низкой температуре топливо загустеет. На этой смеси уже работают грузовики и тракторы. Поскольку в Новой Зеландии овец хватает (их поголовье превышает 70 млн.), бараний жир позволяет сэкономить свыше 10% дизельного топлива. Солярка, конечно, дешевле животного сырья, но дело в том, что нефть в отличие от овец относится к невозобновляемым природным ресурсам.
… Массовое сокращение поголовья овец в Татарстане началось в 90-х годах. Когда я спрашивал у руководителей хозяйств и районов, почему они отказываются от овцеводства, они отвечали, что для овец нужны обширные пастбища, а закупочные цены на продукцию овцеводства низки, и поэтому отрасль убыточна. В этом я не однажды убеждался в Атнинском, Тюлячинском и Рыбнослободском районах, куда ездил в служебные командировки. Там на моих глазах свежие первосортные овчины закапывали в землю или навозные кучи. На мой вопрос: “Что вы делаете? Ведь из овчин можно сшить дубленку или мутоновую шубу!” – мне отвечали: сдавать овчины невыгодно, так как за них платят копейки, а самим организовать пошивочное предприятие – денег нет.
Странная, надо сказать, ситуация. Ведь в Татарстане имеются валяльно-войлочный комбинат, фабрика первичной обработки шерсти, трикотажные фабрики, меховое объединение. Казалось бы, спрос на продукцию овцеводства должен быть огромный, а значит, и закупочные цены должны быть высокими.
Если бы эти предприятия работали! Увы, валяльно-войлочный – в глубоком кризисе, меховое – еле дышит, фабрика первичной обработки шерсти агонизирует. Как, собственно говоря, и вся легкая промышленность.
Между тем в тех же экономических условиях мы провели интересный опыт: колхоз имени Ленина Атнинского района на давальческих условиях поставил частному казанскому предприятию “Руно” около двухсот овчин, получив затем сшитые из них унты, шубы, манто, душегрейки, куртки и рукавицы. Готовые изделия оказались в итоге в два раза дешевле, чем на рынке. Выигрыш получился несомненным.
К сожалению, таких примеров взаимовыгодной кооперации мало, нам не хватает людей с предпринимательской жилкой. Частной инициативы явно недостаточно. Чтобы возродить целую отрасль, нужны правительственные решения, бюджетная поддержка.
В нашей республике нет текстильного комбината для изготовления пряжи из тонкой и полутонкой шерсти, а именно такую шерсть поставляли в прежние годы колхозы республики. Комбинат этот можно было бы построить на территории Казанской фабрики первичной обработки шерсти, средств для этого потребовалось бы не так много.
Предложения такие и в Правительство РТ, и в Минсельхозпрод РТ поступали. Однако проблема до сих пор не решается.
А возможности для развития овцеводства в республике прекрасные. Овцам не нужны культурные пастбища, они пасутся даже на крутых склонах, находят себе корм там, где прошли стада крупного рогатого скота. Десятки видов сорной растительности, не пригодной на корм другим видам животных, служат овцам кормовой базой.
В последние годы в республике значительно сократилось поголовье крупного рогатого скота, и это обстоятельство также создает дополнительные предпосылки для увеличения поголовья овец как в частном, так и в общественном секторе.
Амсар ФАЗУЛЬЗЯНОВ.
Доктор сельскохозяйственных наук,
заслуженный деятель науки РФ.