Трактор в утиль? Не спешите!

Без трактора, как известно, поле не вспашешь, а без комбайна хлеб не уберешь.

Без трактора, как известно, поле не вспашешь, а без комбайна хлеб не уберешь. Поэтому тревожно, что машинно-тракторный парк на селе год от года стареет. Неплатежеспособность хозяйств не позволяет закупать дорогую новую технику в необходимых количествах. Это и не мудрено. Для того, чтобы приобрести новый трактор ДТ-75Н, например, в 2000 году необходимо было продать 90 тонн пшеницы или 81 тонну молока. Поэтому стоит ли удивляться, что обеспеченность хозяйств основными видами техники составляет сегодня лишь 40-70%, что более половины тракторного парка республики имеет возраст старше 10 лет.


Как же быть сельчанину, чтобы не пропасть? Один из выходов из такой ситуации видится в модернизации техники. Модернизировать – значит улучшить ее состояние заменой отдельных составных частей на более совершенные. Известно, что, например, трактор К-700 разрабатывался около сорока лет назад и практически не изменился за эти годы. Но в настоящее время выпускаются трактора нового поколения – К-744Р, а модификации К-700А и К-701 уже сняты с производства. Но в то же время в республике еще эксплуатируются 1633 таких трактора, которые можно модернизировать. Например, в казанском ОАО “Ремонтно-механический завод “Алмаз”, входящем в состав НПО “Агросервис”, производится установка на названные тракторы двигателей “Мерседес-Бенц” и “КамАЗ” вместо износившихся. Это дешевле, чем купить новый трактор. При этом еще и усиливается мощность машины.


Стоит отметить еще один важный момент. Ежегодно в системе АПК республики списываются и отправляются на металлолом тысячи тракторов, автомобилей, комбайнов и других машин. При этом в списанной технике остаются детали, имеющие значительные остаточные ресурсы. Например, в каждом списанном тракторе типа МТЗ и ЮМЗ в среднем содержится 20-35% деталей, годных для вторичного использования без технологического вмешательства, и 40-45% – подлежащих восстановлению. Огромное количество деталей выбраковывается и отправляется на переплавку и при ремонте техники, причем с износами в доли миллиметра. Думаю, читатель согласится со мной в оценке, что это – неоправданное расточительство.


Учитывая высокие цены на новую технику и ограниченные финансовые возможности сельских товаропроизводителей, целесообразно развивать вторичный рынок подержанной техники, который очень популярен за рубежом. За 20-30-летний срок службы трактора, автомобили, комбайны перепродаются там 2-3 раза, переходя из рук в руки. В США и Германии на один новый трактор приходится 3-4 подержанных. Во многих странах мира более половины механизированных работ в фермерских хозяйствах выполняются подержанными машинами со сроками службы до 15 лет и более.


Организация вторичного рынка купли-продажи подержанной и восстановленной техники требует наличия соответствующей инфраструктуры: ремонтно-обслуживающей базы, транспортных средств для доставки техники, средств связи и рекламы, а также складских помещений и открытых площадок для размещения техники.


Сегодня организация технического сервиса как системы оказания услуг по купле, восстановлению и продаже подержанной техники характеризуется крайней степенью дезинтеграции. Множество мелких предприятий предоставлены сами себе, ввиду маломощности и разобщенности не способны проводить эффективные маркетинговые исследования, организовать рекламную деятельность, готовить кадры и оказывать эффективные услуги владельцам техники.


Для создания дееспособного вторичного рынка подержанной техники в республике необходимо образовать специализированные предприятия, которые будут заниматься куплей-продажей, восстановлением и модернизацией техники определенного класса. Такая вертикаль может выглядеть так: крупный республиканский центр по сбору и обработке всей информации по технике определенного класса, в том числе по подержанной – межрайонное предприятие (возможно, ремонтно-механический завод) по модернизации, ремонту, восстановлению, сервисному обслуживанию техники – районные мастерские по сбору, восстановлению, обслуживанию такой техники. В этих целях можно эффективно использовать предприятия-банкроты, входившие в состав холдинговой компании “Татсельхозтехника”, ведь на них еще имеются оборудование, квалифицированные кадры. Важно только, чтобы на предприятиях появились истинные хозяева в лице частных предпринимателей, энергичных и инициативных, которые сумеют наладить необходимое для села дело. Причем, в целях наиболее эффективного использования, продаваться и покупаться должна и техника, приобретенная по лизингу. А лизинговым компаниям желательно переуступить свои дебиторские задолженности созданным спецпредприятиям, которые будут выкупать у хозяйств-должников подержанную и не нужную им технику, реализовывать ее, а затем гасить долги перед лизинговыми компаниями. Возможен и вариант погашения задолженности другой техникой, необходимой определенным сельхозпредприятиям.


Думается, что назрела потребность создания в республике и центра экспертизы, торговли и внешнеэкономической деятельности по сельскохозяйственным машинам, специалисты которого точно оценят технику любой марки, возраста и комплектности, оформят все необходимые при купле-продаже документы, будут поддерживать тесные контакты с российскими и зарубежными производителями сельхозмашин.


Таким образом, вторичное использование подержанной техники может быть достигнуто комплексным решением организационных, технических, финансовых, правовых и информационных задач. И сделать это, мне думается, надо безотлагательно, еще до начала весенне-полевых работ.


Н.ХИСМЕТОВ.
Председатель совета директоров НПО “Агросервис”, кандидат технических наук.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще