Село женихов, юмористов и… авантюристов

Новые Тинчали, что в Буинском районе республики, – поселение необычное во всех отношениях.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Новые Тинчали, что в Буинском районе республики, – поселение необычное во всех отношениях. Взять хотя бы его расположение. Находится оно на “верхотуре” Татарстана. По поводу данного факта тинчалинцы шутят: мол, если и случится всемирный потоп, мы-то успеем построить “Ноев ковчег”.


– …Ого! Сегодня большая редкость – увидеть над рабочим столом председателя колхоза портрет Ленина, привычнее – Президента, – удивленно восклицаю я, входя в просторный кабинет руководителя сельхозкооператива “Искра”. – А знамена победителей соцсоревнования в “красном” углу помещения – это в память о былом?


– К чему же отрекаться от прошлого? – вопросом на вопрос отвечает глава Новотинчалинского совета местного самоуправления Мансур Тухфатуллов, который временно, пока нынешний председатель Фарит Хасанов в отъезде, руководит “Искрой”.


– И Владимира Ильича мы уважаем. А хозяйство наше и было передовым – знамена да награды так просто не давались. И осталось таковым. Однако тинчалинцы умеют не только работать, но и уважительно относиться к истории – будь то древнейшая или новейшая…


Покорил Екатерину

В достоверности последней фразы главы СМС мы смогли убедиться, побывав в местном музее и поближе пообщавшись с сельчанами. По обилию экспонатов, музей, расположенный в сельском Доме культуры, не уступит многим подобным учреждениям в крупных городах.


– Вы видите бивни мамонтов, рог носорога, черепа бизона и до сих пор неустановленного животного, – начинает экскурс в прошлое директор Новотинчалинской средней школы, историк Наиль Тухфатуллов (между прочим, тринадцатикратный батыр сельских сабантуев, автор двенадцати песен и сборника стихов). – Все это откопано на территории нашего села. Одно время здесь накопилось столько костей, что часть из них мы были вынуждены отправить в Казань – в Национальный музей республики. Нередко, когда строим дома, находим и черепа древних людей. А большие раковины, которые вы видите, свидетельствуют о том, что на нашей территории в доисторическую эпоху был океан. Сей факт подтверждает и наличие близ Тинчалей залежей известняка, образованного из останков морских животных…


О том, что родоначальниками села являются три поселенца – Кишмай, Чапкын и Сюнэй, обосновавшие селение в середине XVII века (сразу после взятия Казани Иваном Грозным), новотинчалинцы знают уже с детства. Еще бы не знать! Их генеалогические древа вывешены практически во всех публичных местах села, в том числе в музее и в школе. А “деревья” эти – ох, какие кудрявые! К примеру, в настоящее время в Тинчалях живет тринадцатое колено Чапкына. То есть его потомкам известно обо всех своих тринадцати дедах, причем не только их имена, но и род деятельности.


– Мой тринадцатый предок по линии отца – Кишмай стал первым в здешних краях религиозным светилом, – рассказывает Наиль Ринатович. – Большинство моих прежних и нынешних родственников были муллами и учителями. Впрочем, у татар одно от другого неотделимо. Даже сегодня тридцать четыре представителя моего рода являются преподавателями школ и вузов. А вообще, все жители нашего села досконально знают свои генеалогические древа – кто, с кем и когда состоял в родственных отношениях…


“Динчеле” – в переводе с татарского означает “духовный”, “религиозный”, “набожный”. А тинчалинцы это слово интерпретируют еще как “ученый”, “заумный” или “белая кость”. Возможно, они несколько предвзято относятся к родовому “гнезду”. Однако на то есть весьма существенные основания.


Например, существуют документальные подтверждения того, что Новые Тинчали стали третьим населенным пунктом – помимо Касимова и Булгар, – в котором во времена Екатерины II построена указная мечеть (по указу императрицы). Легенда это или быль, но тинчалинцы утверждают, будто у императрицы служил уроженец их села. Молодец был очень хорош собой, высок ростом, широк в плечах, поэтому без труда покорил сердце любвеобильной императрицы. И уговорил Екатерину дать свое высокое соизволение на возведение мечети в Тинчалях.


До революции в Новых Тинчалях было пять мечетей и два медресе. Уже с начала двадцатых годов девятнадцатого века (и что удивительно – в двадцатых годах двадцатого столетия) в местных медресе обучались многие будущие религиозные светила не только из Казани, но и изо всех окрестных уездов. Здешний люд уверен, что и великий татарский просветитель Шигабуддин Марджани – выходец из Тинчалей. Пусть, мол, научный мир пока не подтвердил сего факта, однако мать Марджани фигурирует в записях тогдашнего муллы. А это показательно, поскольку муллы фиксировали рождение и житие всего населения вверенной им территории. И передавали “банк данных” из поколения в поколение.


Даже в суровые постреволюционные времена новотинчалинские мечети не подвергались уничтожению. Большинство из них “умерло естественной смертью”, поскольку из-за отсутствия леса люди строили дома из глины – материала крайне недолговечного. А оставшуюся добротную мечеть народ замаскировал под… библиотеку, предварительно припрятав минарет. Средь марксистcко-ленинской и прочей литературы затаились религиозные книги. А люди гурьбой шли в “библиотеку”, где занимались… чтением молитв.


Сельчане вспоминают, как в начале восьмидесятых годов прошлого столетия была разобрана последняя тинчалинская мечеть. Вскоре возглавил колхоз “Искра” Мухарам Мухамедзянов (который чуть позже стал депутатом Верховного Совета СССР, а сегодня является генеральным директором буинского ОАО “Свияга”). Он восстановил бывший когда-то “миллионером”, но пришедший в упадок колхоз. Кроме того, придумал, каким образом дать возможность верующим служить Аллаху по всем канонам мусульманства. Мухарам Тимергалеевич построил “Дом стариков” – большое здание, предназначенное якобы для благотворительных нужд. Хитрый председатель пока не стал устанавливать на “подпольной мечети” минарет (он появится позже, в 1991 году – после распада КПСС)…


От доброго конокрада и первого романиста…

Знаменитый конокрад Шакур Рахимов, более известный как Шакур Карак, к Новым Тинчалям тоже имеет некоторое отношение. Родом он из села Чутеево, расположенного в Кайбицком районе Татарстана и граничащего с Чувашией. Но в его сообщниках ходили и новотинчалинцы. За шайкой Шакура в двадцатых годах охотилась целая армия советских милиционеров. Еще бы: кража коня в то время – все равно, что сегодня угон “иномарки”. Хотя в документах МВД республики и значится, что “…на территории Татарской, Чувашской АССР, Ульяновской и Нижегородской губерний терроризировала население банда уголовников во главе с атаманом Шакуром Рахимовым по кличке Карак”, однако в народе его считают кем-то вроде Робин Гуда или, на худой конец, Юрия Деточкина (из “Берегись автомобиля!”)


– Шакур был очень справедливым, – вспоминают старожилы Тинчалей. – Он крал только у богатых и помогал бедным. Но бывало и так: украдет у кого-то коня, а человек придет к Шакуру и докажет, что это его конь. Если лошадь узнает в пришельце хозяина, вор без разговоров возвернет животное. Жаль, что Карака в 1926 году расстреляли. Сейчас на сельских сабантуях даже проводятся скачки в его честь. Кстати, тогда, в двадцатых годах, ни чутеевцы, ни тинчалинцы не выдали милиционерам ни одного члена “Шакур Карак шайкасы”…


Жители Тинчалей гордятся многими земляками. Но, пожалуй, более всего – известным татарским писателем, поэтом, историком и публицистом начала прошлого века Касимом Бикколовым (литературный псевдоним – Касим-эль-Тинчали).


“При жизни Касима Джамалетдиновича опубликовано двадцать его книг, в том числе в 1908 году первый в татарской литературе роман “Туркестан”, – пишет в своих воспоминаниях о Касиме его внук Расим Бикалов (по-старинному, Бикколов), долгое время работавший заместителем главного инженера Центра управления космическими полетами. – Дед – сын муллы и сам всю жизнь служил муллой в тинчалинской мечети. Кроме года заключения в Казанской тюрьме в период репрессий. Можно сказать, деду повезло: начальник тюрьмы оказался его учеником. И узнав в заключенном своего учителя, постарался освободить Касима-эль-Тинчали. Бикколов вернулся в родное село, а через шесть месяцев, летом 1937 года, скончался. Похоронили его на местном кладбище…”


Из Новых Тинчалей вышло немало представителей республиканской элиты, к примеру, министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, который помог тинчалинской школе приобрести компьютеры, генеральный директор ФГУП ПО “Завод имени Серго” Радик Хасанов, в доле с министром выделивший деньги на ремонт школы. Также писательница и поэтесса Йолдыз Шарипова, родившая недавно четвертого сына. Кроме того, генеральные директора: холдинговой компании “Мясная промышленность Татарстана” Ринат Гайзатуллин, ООО “Тетра-инвест” Фоат Садретдинов, “Татптицепрома” Марс Алиев и многие другие.


Доподлинно установлено: дезертиров не было

– Я изучил материалы многих архивов, в том числе НКВД, и удостоверился, что в нашем селе в Великую Отечественную войну дезертиров не было, – говорит Наиль Тухфатуллов. – На фронт ушли 533 тинчалинца, из них погибли – 341 человек. Среди наших земляков тринадцать кавалеров ордена Славы, шестнадцать – ордена Красной Звезды. К тому же в те суровые годы в Новых Тинчалях был детский дом, в котором жили более двухсот ребятишек – детей с Украины и из Белоруссии…


О подвигах жителей села, воевавших с гитлеровскими захватчиками, можно рассказывать бесконечно. Но хочу привести лишь один пример. И касается он пятнадцатилетнего мальчишки, который не успел получить каких-либо наград.


Абрару Валееву было всего-то 16 лет. Чтобы поступить в пехотное училище, он подделал свои документы и за день повзрослел на целый год. А это тогда многое значило. После “скоропалительного” окончания училища юноша в 1943 году уже участвовал в первом бою близ Харькова…


…Отстреляв все патроны, Абрар с бутылкой со взрывной смесью ринулся на вражеский танк. Боец нечаянно пролил на себя опасную жидкость и загорелся. Не долго думая, он запрыгнул на немецкую машину и открыл люк… Еще один прыжок внутрь танка… Прогремел взрыв… Абрар погиб. Вместе с ним сгорел и экипаж фашистской машины. В Новотинчалинском музее хранятся письма юного героя, адресованные родным.


Новотинчалинские парни уже в наше время побывали во всех “горячих” точках страны. Так, Интал Шайхатбаров воевал в Афгане. Сегодня руководит местным домом культуры. Поет, его вокальными данными восхищаются многие татарстанские знаменитости. Когда он играет на гармони (а этот инструмент Интал освоил в шесть лет) и поет – будь то в ресторанах или на праздничных площадках, – народ бросает все и, как завороженный, слушает “татарского соловья”.


Интал с женой и двумя сыновьями живет в одном доме с отцом и бабушкой Марьямбану – самой пожилой жительницей села, которой вскоре исполнится сто лет. Между прочим, в Новых Тинчалях принято, чтобы семейство, состоящее из нескольких поколений, проживало в одном доме.


Тем не менее если до революции в селе насчитывалось 700 дворов, сегодня – 352 (около тысячи жителей).


– В Тинчалях очень много неженатых мужчин, – признается глава Новотинчалинского Совета местного самоуправления Мансур Тухфатуллов. – Испокон веков мальчиков у нас рождалось больше, чем девочек. Тут еще девушки стали проявлять прыть – не хотят оставаться на селе, уезжают в город. А юноши, как и полагается мужчинам, не оставляют своих родителей. Вот и получается: если Иваново – город невест, то Новые Тинчали – село женихов…


И работать умеем…

Было бы несправедливым не подтвердить слова главы СМС о том, что новотинчалинцы и работать умеют.


Здешний колхоз “Искра” образован в июне 1930 года. Поначалу в колхоз входило семь хозяйств, в январе 1933 года – уже 150 хозяйств с 647 работниками. Тогда “Искра” имела 1548 гектаров пахотной земли и три ветряные мельницы. Не счесть, сколько раз и при Шафкате Хасанове (поствоенном председателе – кавалере ордена Славы, потерявшем на войне ногу), и при Мухараме Мухамедзянове хозяйство представлялось в Москве на ВДНХ.


В настоящее время сельхозкооперативу, который в течение десяти лет возглавляет Фарит Хасанов, принадлежат более пяти тысяч гектаров земли. Фактически ежегодно “Искра” удостаивается звания “Хозяйство высокой культуры земледелия” и входит в число передовых в республике. Причем не только получает хорошие урожаи, но и после уборочной помогает отстающим колхозам.


Таков уж менталитет новотинчалинцев – держаться вместе и не оставлять друг друга в беде.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще