Отечественный птицепром в отличие от других отраслей сельского хозяйства при плановой экономике развивался достаточно высокими темпами и был рентабельным. А Тукаевской бройлерной птицефабрике, построенной два десятилетия назад, завидовали и многие родственные предприятия: располагая по тем временам прогрессивными технологиями, она выделялась своими производственными показателями даже в масштабах страны. Однако грянули реформы, и финансовое положение фабрики, оказавшейся в цепких объятиях бартера, стало неуклонно ухудшаться. Об обновлении основных фондов нечего было и думать. Не стало хватать средств и на корма. Впроголодь содержавшееся поголовье цыплят давало мизерные привесы, что опять же вело к снижению доходов. Долги росли. Казалось, из этого заколдованного круга не было выхода. Но он все же нашелся. В июле нынешнего года на тонущую в пучине кризиса птицефабрику пришло “Татэнерго”, ставшее ее главным инвестором и кредитором.
В команде нового генерального директора “Тукаевской” Мидхата Хисамиева – опытные специалисты. Например, заместитель генерального директора по производству Марс Алиев работал здесь еще двадцать лет назад главным ветврачом, потом возглавлял комбикормовый завод в Казани. И вот теперь возвратился в Набережные Челны, чтобы вдохнуть новую жизнь в предприятие, в становлении которого принимал участие.
Эпизоотическая обстановка в помещениях, в которых содержалась птица, была раньше настолько тревожной, что, как признался мне Марс Шарифуллович, у него даже возникали сомнения: можно ли привести ее к норме? Моральный и физический износ технологического оборудования, с момента пуска не знавшего капитального ремонта, достигал запредельных величин. В промышленном птицеводстве срок его эксплуатации – 7-8 лет. То есть, по сути, инженерная начинка корпусов должна была уже дважды обновиться к настоящему времени. Правда, два цеха более-менее новые – построены в 1990 – 1991 годах. Но толком они так и не были доведены до ума – остались незавершенными системы отопления и вентиляции.
В общем, чуть промедли еще Правительство РТ с преобразованием ГУП “Тукаевская птицефабрика” в акционерное общество – и разрушительный процесс принял бы необратимый характер.
За лето новые хозяева проделали большую работу по восстановлению теплотрассы, заменив треть из 11 километров труб, и котельной.
– Если бы оставили все как было, – говорит М.Алиев,- в зиму бы не вошли. Параллельно с ремонтными работами занимались отладкой производственного конвейера. Пять месяцев назад за 61-62 дня птица достигала 500 граммов веса. Сейчас она поступает на убой весом 1,7 – 1,8 килограмма, при этом ее откорм сократился до 57-58 дней.
Вот что значит правильно сбалансированный рацион кормления, качественное ветеринарное обслуживание поголовья!
Интересно проследить динамику роста ежемесячных производственных показателей после того, как на фабрике поменялась форма собственности. В июле еще был отвес поголовья. В августе впервые получен валовой привес (не на бумаге, а в действительности) объемом 555 тонн. Среднесуточный привес одного цыпленка – 19,2 грамма. В сентябре эти показатели уже соответственно равны 743 тоннам и 27,7 грамма, в октябре – 828 тоннам и 25,1 грамма (незначительное снижение последнего параметра объясняется резким перед этим увеличением поголовья молодняка). Наконец, в ноябре пернатые обитатели в совокупности “потяжелели” почти на 900 тонн при среднесуточном привесе одного цыпленка 28,6 грамма, а в последний месяц года коллектив фабрики собрался произвести не менее тысячи тонн курятины в живом весе. Таким образом, благодаря “Татэнерго”, которое полностью обеспечивает фабрику кормами, птицеводы уже практически восстановили проектный потенциал “Тукаевской”, равный 14 тысячам тонн мяса в год.
Конечно, реконструкция цехов по откорму бройлеров далеко еще не закончена. Пока приведен в порядок только один птичник из трех, что были выведены из оборота. Сейчас принялись за второй. А в третьем оборудование вообще не подлежит ремонту и требует полной замены. В моем присутствии М.Алиев прикинул, что восстановление откормочной площадки обойдется примерно в 200 млн. рублей. Кроме того, дожидаются обновления помещения для содержания маточного поголовья, ремонтного молодняка и сердце фабрики – инкубатор. Если подсчитать затраты, сумма получается внушительная…
Отсутствие нормального родительского стада может стать серьезным препятствием на пути развития предприятия. Выбор сделан в пользу сотрудничества с племзаводом “Большевик” из Ленинградской области, известным своими селекционными достижениями. Так, в этом году его специалисты во главе с доктором ветеринарных наук Ф.Кержаевым в очередной раз осуществят прилив новой крови в породу “Борос” посредством генетического материала из США для увеличения грудной части курицы. Именно “белое” мясо предпочитают есть сами американцы, сплавляя нам “ножки Буша”.
В сентябре 2003 года “Боросом-123” будет полностью заменено нынешнее маточное поголовье на фабрике “Тукаевская”. Эта генетическая линия бройлеров как нельзя лучше подходит для нашего климатического пояса. И отличается хорошей продуктивностью: 40-42 грамма суточного привеса при высокой сохранности молодняка. Правда, уже сейчас последний показатель стабильно держится на уровне 95 процентов, тогда как в июле равнялся 80,9 процента. Если учесть, что закладка яиц в инкубатор в ноябре достигла одного миллиона штук, а стоимость суточного цыпленка превышает восемь рублей, причем отход птицы случается в возрасте и 10, 20, 30 дней, экономический эффект от повышения качества ухода за ней выражается миллионами рублей в месяц.
Следующий шаг по снижению издержек – отказ от собственного кормоцеха. Его оборудование не обеспечивает отвечающее стандартам обогащение питательных смесей витаминами и микроэлементами, при котором счет идет на миллиграммы. Опять же, если не снимать перед помолом ячменя пленку с зерен, шелуха ранит пищевод цыплят и ведет к болезням. Такое вот тонкое это дело – птицеводство. В свое время натуральное хозяйство было в моде, но сейчас уже не приносит выгоды. И фабрика переходит на обеспечение комбикормами Набережночелнинского комбината хлебопродуктов.
Какой видит птицефабрику генеральный директор М.Хисамиев через полгода, год, в отдаленной перспективе?
– Стоит задача поменять все технологическое оборудование, – после некоторой паузы отвечает Мидхат Хайрнасович.
Заминка с ответом понятна: реализация любого проекта упирается в деньги, которые еще надо заработать…
– Пока не избавимся от старья, – продолжил он, – нам будет очень сложно адаптироваться в рыночных условиях. Слишком велика сейчас доля ручного труда на фабрике, отсюда и большая численность персонала. Какие-то профессии должны кануть в Лету. Необходимо ликвидировать целые подразделения не свойственного нам профиля. Зато цех переработки, наоборот, будем развивать. Чтобы меньше зависеть от колебаний рыночной конъюнктуры, уже в 2003 году 70 процентов своей продукции рассчитываем реализовывать в виде колбас, сосисок, ветчины и т.д. Пока сами перерабатываем менее 20 процентов произведенного мяса, хотя за последние месяцы и освоили около 30 наименований новых изделий, пользующихся спросом. Чтобы покупатели еще больше нам доверяли, собираемся наладить выпуск консервов в стеклянной таре. Однако ждем поддержки и от государственных органов.
– А какие могут быть протекционистские меры со стороны республиканских и местных властей? Рынок командует…
– Ну, разве сегодня это рынок! Вот грамотный санитарный контроль за ввозимыми в город продуктами питания, мог бы, поставив крест на недобросовестной конкуренции, создать предпосылки для его возникновения. Больше половины своей продукции Тукаевская птицефабрика продает за пределами Татарстана – в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Самаре… Кому выгодны встречные перевозки? Мы бы предпочли большую часть курятины реализовывать у себя дома.
– Что интересно, с приходом “Татэнерго” на наше предприятие обнажились проблемы отрасли в масштабе республики. Фабрик в РТ немало – и бройлерных, и по производству яиц, а выход продукции ничтожный. Только в отчетах полный ажур… Потому рынок и оказался перенасыщенным привозными деликатесами. Совместно с “Тат-
энерго” хотим переломить ситуацию. И в 2003 году произвести 14,6 тысячи тонн мяса. Без скидок на устаревшее оборудование, которое в одночасье не заменишь, несмотря на то, что оно регулярно подбрасывает нам сюрпризы. Например, при нормальной кормежке вес птицы в 1,8 килограмма перед убоем стал обычным, и под их тяжестью механизированная линия начала выходить из строя. Кроме того, в холодильнике-ветеране не промерзала, как положено, середина тушек. Потребовалось срочно наращивать его мощность. Но это все приятные заботы, которые персоналу фабрики добавляют настроения.