Когда три с небольшим года назад на должность генерального директора ОАО “Азнакаевская сельхозтехника” был назначен Р.Галимов, предприятие находилось в глубоком кризисе. Огромные дебиторские долги, вызванные неплатежеспособностью обслуживаемых хозяйств, породили двухмиллионную задолженность по зарплате, большие долги по налогам всех уровней и рост кредиторской задолженности. Увольнялись квалифицированные специалисты и ремонтники. “Сельхозтехника” была на грани банкротства. Новому руководителю в короткий срок удалось значительно изменить ситуацию.
Предприятие специализируется на ремонте и техническом обслуживании тракторов и комбайнов, сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм, восстанавливает и изготавливает узлы и детали сотен наименований. Включает в себя семь крупных цехов и несколько участков.
Оздоравливать финансовое состояние акционерного общества Р.Галимов и его команда начали в двух направлениях. Во-первых, ужесточили спрос с обслуживаемых хозяйств за выполнение ими финансовых обязательств, во-вторых, стали расширять ассортимент услуг и вести поиск платежеспособных предприятий, нуждающихся в этих услугах. Так, механизированный отряд, в состав которого в настоящее время входят 60 автомашин, в том числе 25 самосвальных “КамАЗов”, и 8 кормоуборочных комбайнов КСК-100 “Полесье”, заготавливает 30-35 процентов кормов района. В 2000-2001 годах закуплены 20 импортных комбайнов “Кейс” и “Нью-Холланд”, которыми в этом году убрано в хозяйствах района 45 процентов зерновых культур. Созданы участки по ремонту подбарабаний комбайнов “Дон-1500” и СК-5, ремонту и восстановлению гидравлических систем ходовой части комбайнов. В “Сельхозтехнике” имеются цех по наполнению кислородных баллонов, цех по обслуживанию складов горюче-смазочных материалов, обменный пункт узлов и агрегатов.
Оживилась работа в цехе по обслуживанию животноводческих ферм, услугами которого хозяйства пользуются все более активно.
– Дело в том, – говорит начальник цеха, заслуженный работник сельского хозяйства РТ Н.Галиев, – что оборудование ферм очень изношено, восстанавливать его и обновлять у хозяйств возможности ограничены, а доить коров и кормить мясное поголовье надо каждый день. Поэтому мы создали диспетчерскую службу и аварийную бригаду, чтобы оперативно реагировать на тревожные вызовы.
О том, что коллектив “Сельхозтехники” постоянно находится в творческом поиске, говорит и тот факт, что на предприятии освоена аргонная сварка, позволяющая сегодня вести сварку алюминиевых изделий, что значительно повысило эффективность обслуживания, например, доильного оборудования. Прежде же алюминиевые детали на восстановление возили “за тридевять земель”.
По-прежнему основным цехом в СХТ остаются центральные мастерские, коллектив которых возглавляет опытный специалист Р.Калимуллин. Здесь сегодня охвачены капитальным ремонтом, проходящим по графику, 70 гусеничных тракторов, восстанавливаются 40 импортных комбайнов. Поскольку с запасными частями для “Кейсов” и “Нью-Холландов” дело обстоит туго, на предприятии освоили восстановление и изготовление некоторых деталей для них – выгрузных устройств, подшипников, шлицев, шлангов.
Не забывают руководители СХТ и социальные вопросы, участвуя в долевом строительстве жилья.
Предпринятые усилия не пропали даром: объемы оказываемых услуг возросли более чем в два раза и достигли 40 миллионов рублей в год. На предприятии появились деньги, что позволило закрыть задолженность по зарплате и довести ее в среднем до 3 тысяч рублей в месяц. Коллектив СХТ увеличился за три года с 87 до 210 человек.
Так что же – “Сельхозтехника” вышла из прорыва? Такой вывод был бы логичным при нормальной экономике сельского хозяйства. К сожалению, аграрный сектор нынче функционирует несколько в иной системе координат. Неоправданно низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию привели к тому, что финансовый кризис в хозяйствах за эти годы углубился, что больно отразилось и на экономике агросервисных предприятий. В ОАО “Азнакаевская сельхозтехника”, например, дебиторская задолженность возросла с 20 до 75 миллионов рублей, что неизбежно превратило в “злостного” должника и саму “Сельхозтехнику”, которая по всем каналам, в том числе бюджетам всех уровней, должна сегодня 35 миллионов рублей. Казалось бы, сальдо положительное, но коллективу предприятия от этого не легче.
Не легче и сельхозтоваропроизводителям. Трудное финансовое положение вынуждает “Сельхозтехнику” повышать расценки за оказываемые услуги, и в коллективных предприятиях нынче ломают головы: где ремонтировать тракторы? В хозяйстве возможности ограничены, в “Сельхозтехнике” – дорого, да и прежние долги мешают договариваться с агросервисной организацией. А зима пролетит быстро, незаметно подойдет время сева. На сломанном тракторе в поле не выйдешь.
– Мы хорошо понимаем проблемы сельчан, – говорит Р.Галимов. – Но сегодня “Сельхозтехника” находится в сложном положении. В производственном плане мы тесно слиты с хозяйствами, самым непосредственным образом участвуя в производстве зерна, молока и мяса, а вот в отношении налогов лишены каких бы то ни было льгот и послаблений и приравнены к промышленным предприятиям. На глазах народных депутатов агросервисные организации вместе с обслуживаемыми хозяйствами тонут в трясине долгов.
Рассчитывая на здравый смысл народных избранников, которые могли бы облегчить налоговое бремя “Сельхозтехники”, руководство СХТ ищет и собственные пути выхода из тупика. Наиболее перспективным видится переход предприятия в частные руки, однако выкуп частными лицами акций, контрольный пакет которых находится в руках государства, сегодня не представляется возможным. Поэтому Р.Галимов и его команда планируют другой путь: создание на базе “Сельхозтехники” четырех обществ с ограниченной ответственностью (ООО) с сохранением производств и услуг, пользующихся устойчивым платежеспособным спросом.
Что ж, идти вперед и искать лучше, чем сидеть на месте и ждать у моря погоды. Тем более что море штормит и ясной погоды пока не просматривается.