Крестьянина нужно уважать. И поддерживать…

С начала девяностых годов агропромышленный комплекс нашей страны функционирует в сложных социально-экономических условиях.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

С начала девяностых годов агропромышленный комплекс нашей страны функционирует в сложных социально-экономических условиях. Это и диспаритет цен, и отсутствие цивилизованной системы кредитования, и неприемлемая для сельхозпроизводителей налоговая политика, и резкое снижение финансирования отрасли. А если к перечисленному добавить еще и быстрое старение основных фондов, острую нехватку оборотных средств, постоянные неплатежи за реализованную (и уже съеденную) продукцию, то станет понятно, почему аграрным районам приходится сегодня туго. И даже в Татарстане, где к аграрному сектору экономики власти все-таки поворачиваются лицом.


Несмотря на затяжной кризис, имеющий место в сельском хозяйстве, прошлый год стал для Дрожжановского района весьма знаменательным. Получен рекордный (в истории района) урожай зерновых, который составил 40,1 центнера с гектара. Собрано зерна более 124 тыс. тонн, из них 38 тыс. тонн пшеницы, что на 14 тыс. тонн больше, чем в среднем за пять последних лет.


И в этом году хозяйства района организованно провели жатву, собрали неплохой урожай зерновых и зернобобовых культур. Как удалось в условиях нехватки и большой изношенности уборочной техники, очистительных и сушильных машин, дороговизны горюче-смазочных материалов удержаться на плаву? Об этом, а также о проблемах, имеющих место в сельском хозяйстве, наш разговор с главой администрации Дрожжановского района Джаудатом Гафуровым.


– Действительно, уборочную мы провели в сжатые сроки, – говорит Джаудат Аппаувич. – До первого сентября обмолотили сто процентов зернового клина, валовой сбор составил сто десять тысяч тонн, урожайность – тридцать пять центнеров с гектара. Быстро, без потерь убрать выращенное земледельцам помогла и “небесная канцелярия”: за период уборочной кампании не было дождей. Так что рабочий процесс не прерывался ни на один день, люди не расхолаживались, а, напротив, постоянно находились в боевой форме.


Надо отдать должное тому, что руководство республики своевременно оказало району поддержку. Два года назад мы имели лишь двадцать четыре комбайна “Дон”, сейчас – около восьмидесяти “Донов” и “Кейсов”. Технику приобрели в лизинг. Правда, общее количество машин осталось прежним, однако появилась возможность избавиться от старых комбайнов, которые давно морально и физически устарели.


Кроме того, позитивную роль сыграл созданный при районной администрации штаб, в который стекалась информация о состоянии дел в хозяйствах, где мы бывали ежедневно, чтобы отследить ситуацию на местах, решить текущие вопросы. А при необходимости – оказать практическую помощь в организации уборки, в определении технологии обмолота и так далее. Техника по причине отсутствия горюче-смазочных материалов или запчастей не простаивала. Если тот или иной сельхозкооператив начинал отставать с уборкой, ему на подмогу приходил отряд районной Сельхозтехники.


К тому же Зеленодольское автотранспортное предприятие и администрация Советского района Казани помогли нам транспортом.


– Чтобы получить достойный урожай, наверное, нужна и хорошая предварительная подготовка?


– Да, мы израсходовали пятьдесят пять миллионов рублей кредитных ресурсов – в основном на закупку ГСМ и удобрений.


Своевременно обработали поля гербицидами, поэтому нива чистая, без сорняков. Это позволило убирать урожай методом прямого комбайнирования. В прошлом году восемьдесят процентов зяби подняли до десятого сентября, то есть в лучшие агротехнические сроки. Увеличили площади сортовых посевов. В почву внесли нужное количество минеральных удобрений.


Важным приемом по повышению плодородия почв остается внесение органических удобрений и работа с чистыми парами. Органика – ценнейшее сырье, которое буквально лежит под ногами. А вывоз ее на поля обходится дешевле, чем закупка и использование минеральных удобрений. К тому же очищая территории ферм от навоза, одновременно улучшаем их санитарное состояние, наводим порядок.


– Назовите, пожалуйста, героев страды.


– С удовольствием. Это Ингель Заббаров и Рафагат Насыбуллов – комбайнеры сельхозкооператива “Цильна”, работающие на “Доне-1500”, они намолотили почти по тридцать тысяч центнеров. Среди комбайнеров зерноуборочных “Кейсов” лидируют Ильгизар Бухараев, Рафик Шайдуллов и Фиргат Хасанов, намолотившие каждый свыше шестнадцати тысяч центнеров. Асхат Бикчуров и Юрий Михайлов стали передовиками среди комбайнеров “СК-5” – их намолот составил около двенадцати тысяч центнеров.


А среди хозяйств можно выделить АКХ “Цильна”, где добились самой высокой в районе урожайности – шестидесяти центнеров с гектара. В “Алге”, “Урожае”, “Шаймурзино”, “России” урожайность более сорока центнеров.


– Как полученный урожай скажется на финансовом положении хозяйств, на благосостоянии сельчан?


– Хороший урожай всегда радует. Однако с такими низкими закупочными ценами больших денег не заработаешь. Посудите сами: цена за килограмм ржи и ячменя – один рубль, пшеницы – от рубля тридцати до рубля шестидесяти, в зависимости от классности. Причем третий год кряду зерно дешевеет, хотя при этом печеный хлеб дорожает. С какой стати?..


– В общем, получается парадокс: какие бы героические усилия ни прилагали земледельцы, богаче от этого они не будут?


– К сожалению, это так.


– Какие уроки преподала завершившаяся жатва? Может быть, следует лучше поддерживать фермера? Или пора на самом деле, а не на словах, реформировать сельское хозяйство?


– При нынешних расценках говорить о реформировании сложно. Даже собственник не выживет, если он работает честно, а не приворовывает в колхозе.


Допустим, мы намолотили сто десять тысяч тонн зерна, стоимость которого составляет примерно сто пятьдесят миллионов рублей. Пятьдесят пять миллионов нужно отдать за товарный кредит, затем заготовить удобрения, семенной материал, фуражное зерно, расплатиться с населением и прочее. В итоге – практически ничего не остается. Необходима ощутимая государственная поддержка сельхозпроизводителя, как это делается в других странах. Например, я бывал в Швейцарии, так там за тонну хлеба государство дает своему товаропроизводителю четыреста пятьдесят долларов, у нас – менее пятидесяти долларов. Разница есть?..


Положение усугубляется тем, что сейчас и спроса-то на зерно нет – в закромах еще прошлогоднее лежит. То есть сдать урожай проблематично. Поэтому и денег, на которые рассчитывали, не видать.


– Значит, не приходится надеяться на прибыль, за счет которой можно было бы укрепить хозяйства?


– Точно так. Слава Богу, на средства республиканского бюджета в районе проводится газ, строятся дороги, школы, другие объекты социально-культурного назначения. Но нужно еще и возводить производственные помещения, обновлять технику и технологическое оборудование на токах…


– Джаудат Аппаувич, наверняка существуют внутренние резервы, которые позволили бы повысить производительность труда и, следовательно, объемы производства?


– Конечно, внутренние резервы не исчерпаны. Но реализовать их мешает… наш менталитет. Некоторым механизаторам нужно кланяться в ножки и уговаривать, чтобы вышли на работу. Есть любители “белоголовой”, которые за бутылку не прочь и запчасть от комбайна отдать. В одночасье это зло не искоренишь и хозяина не воспитаешь.


– Да, общая картина получается грустной. Так за счет чего же выживают сельчане?


– Люди все-таки работают. Чтобы они жили нормально, выдаем им в счет зарплаты столько зерна, кормов, скота, сколько требуется для их собственных нужд. Естественно, в зависимости от личного вклада в производство. А крестьянин по необходимости превращает натурпродукт в “живые” деньги. Но все равно эта плата не адекватна затраченному земледельцем труду.


Хотя стараемся стимулировать народ. Например, в прошлом году передовикам сельского хозяйства вручили двадцать холодильников и столько же телевизоров. В этом году намерены израсходовать миллион рублей – также на подарки лучшим работникам.


А вообще, крестьянина нужно уважать! Хорошо если бы федеральное Правительство прониклось этим и приняло соответствующие решения. Чтобы реформирование сельского хозяйства было во благо человеку, а не превратилось в обычную “галочку”.


Беседовала

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще