Дом, в котором всегда ждут гостей

Удивительные люди живут порой среди нас, а мы, к стыду своему, не замечаем этого.

Удивительные люди живут порой среди нас, а мы, к стыду своему, не замечаем этого. Они скромны и бесхитростны, хотя вся их жизнь была служением людям…


Иреку Гарифовичу Батыршину из Нового Ибрайкина недавно исполнилось 76 лет. Оглядываясь назад, он с полным правом может сказать, что они были прожиты не зря. В селе – одна из лучших в районе сельская школа, прекрасный Дом культуры на 600 мест с библиотекой и читальным залом, колхозная мельница, кирпичный завод, мехмастерская и многое другое. Все это было построено в годы председательствования Ирека Батыршина в родном колхозе “Усяр” с 1964-го по 1975 год.


А в самом начале жизненного пути они с супругой Рахимой Гайнутдиновной по окончании института девять лет проработали учителями в одной из школ Атнинского района. Но тяжело заболели родители, и молодая семья вернулась на родину. С энтузиазмом взялся Ирек Гарифович за руководство родным хозяйством. Это были годы возрождения района, когда его возглавлял человек, которого у нас помнят до сих пор как руководителя, поддерживавшего умных, компетентных, инициативных людей. Это первый секретарь райкома партии Александр Гнеденков.


Через некоторое время дела у молодого председателя медленно, но пошли в гору. Главное, в колхозе в него поверили, пошли за ним.


Вопроса, с чего начать, для Батыршина не было. Патриот своей малой родины, он не мог спокойно наблюдать, как в старой, державшейся на подпорках школе задыхались от тесноты дети. Но где взять деньги на строительство новой?


Однажды к нему, прослышав про молодого энергичного председателя, приехал первый секретарь обкома Ф.Табеев.


– А пойдемте, Фикрят Ахметжанович, я вам школу нашу покажу, – набрался смелости Ирек Гарифович и повел его в класс, где как раз накануне обрушился потолок.


Табеев возмутился:


– Чем занимались здесь предколхоза и сельсовет?


И дал “добро” на строительство новой школы – типовой, на 850 мест, с кабинетами, спортзалом. Такого в районе еще не было.


И началось. Словно крылья выросли у председателя за спиной. Все население деревни, начиная со стариков, таскало с поля, что за деревней, камни под фундамент. И ведь никто не заставлял этого делать. Школа была возведена и сдана в рекордный срок – за девять месяцев.


Потом последовали Дом культуры, магазин, капитальные строения ферм, мехмастерские… Но одного нельзя не сказать: Ирек Гарифович поставил себе тогда целью во что бы то ни стало ликвидировать соломенные крыши на жилых домах – их было еще много. Без боли не мог смотреть председатель на такое. Начал любыми путями доставать шифер. Бывало, иногда силком заставлял колхозников брать его – в долг ли, в кредит, лишь бы односельчане зажили достойно.


Скоро в деревне соломенных крыш не осталось. Похорошела она, принарядилась. Люди еще больше зауважали своего председателя.


…За строительными делами он не забывал о главном – о хлебе. В нем преуспел больше, чем многие его коллеги. Долгие годы хозяйство по урожайности полей держало в районе первенство. Горох давал стабильно 30-32 центнера с гектара, рожь – 48-50 центнеров. При Батыршине же в колхозе получили невиданный урожай пшеницы.


По совету отца Гарифа Зариповича – учителя, агронома, человека недюжинного ума – молодой руководитель начал разработки пластов торфа, залегавшего прямо на землях колхоза. Смешав его с органикой, внес под пшеницу “мироновская-808”. Затем поливал жижей, для которой возле каждой фермы выкопали специальные жижесборники. Результат был оглушающим – 75 центнеров на круг! Проверить это дело (верить-то никто не хотел!) приезжала комиссия аж из Москвы. Она все вымерила, взвесила. Оказалось – 75 центнеров с гаком… Ирек Гарифович получил тогда за эту победу орден Октябрьской революции.


Пошло в гору и животноводство. Бывало, суточные привесы бычков до килограмма двухсот граммов доходили, а свиней – до 600 граммов.


Но достижения и успехи, талант других обычно радуют людей редко, чаще – раздражают, вызывают зависть… Ушел из района Гнеденков, и вместе с ним – порядочность.


В 1975 году колхоз “Усяр”, как всегда, продал государству хлеба намного больше, чем другие, – 28 тысяч центнеров. Новый секретарь райкома решил “проучить” председателя, чтобы тот “не высовывался”, и довел до него дополнительный план – еще 9000 центнеров. Упрямый Батыршин не послушался, распорядившись хлебом по-своему…


Если бы не супруга, неизвестно, как перенес бы этот самый тяжелый период своей жизни Ирек Батыршин. И, если бы не друзья, не коллеги-председатели, а их было тогда 38 человек, – все побывали тогда у него дома. И все до одного после этого были уволены. Они, конечно, не пропали – вскоре заявили о себе в других городах и районах республики. Но Аксубаевский район лишился самых способных руководителей. И долго после этого не мог оправиться.


…Ирек Батыршин возглавил самый отсталый колхоз “Луч Октября” в Верхнеуслонском районе и вскоре получил за свою деятельность звание “Заслуженный работник сельского хозяйства РТ”.


Детям Батыршиных – дочери и трем сыновьям – передались и скромность, и трудолюбие отца, и его независимость. Живут они со своими семьями в Васильеве, Казани и Набережных Челнах. А Ирек Гарифович с Рахимой Гайнутдиновной вернулись на родину, где живут сейчас вдвоем в большом светлом доме, с любовью построенном для них сыновьями. Им в нем тепло и уютно. Супруги выращивают цветы, ведут небольшое хозяйство. И всегда в этом доме с желанием ждут гостей…


Ирина КРЮКОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще