Не секрет, что в нашем обществе социальная сфера до сих пор остается ущемленной. Как правило, на нее у государства хронически не хватает средств. В итоге страдает население, особенно сельское. Городам и промышленным районам Татарстана живется чуть легче, а вот аграрным… Один высокопоставленный работник нефтяной отрасли откровенно и справедливо сказал: “Трудись крестьянин на износ хоть день и ночь круглый год, он никогда не будет зарабатывать столько же, сколько нефтяник. А кто всех кормит-то?.. Так что наш долг – помогать сельчанам в решении социальных проблем”.
Вырастить и убрать хлеб – полдела
Взять, к примеру, Новошешминский район – самый малонаселенный в республике (всего-то чуть больше 16 тысяч человек). Однако по площади сельхозугодий он превосходит многие крупные районы, допустим, соседний Альметьевский. Промышленных предприятий здесь практически нет, поэтому и живет район за счет зерна да молока (и государственных дотаций, конечно). А как прикажете существовать, когда, по словам первого заместителя главы администрации района Федора Бурчина, из всего намолоченного нынче зерна тысячу тонн ржи элеватор вернул обратно: мол, по классу не проходит? Да и вообще – трудно сдать хлеб государству, даже по существующим мизерным расценкам.
В общем, нелегко приходится аграриям. Например, типовыми школьными местами Новошешминский район обеспечен лишь на 56 процентов. Вот и учатся ребятишки в не предназначенных для этого строениях – даже в обветшалых храмах…
Как ни парадоксально звучит, ситуацию в социальной сфере аграрного района помог поправить август 1998 года.
Помог “черный” август
С дефолтом экономическое положение в стране резко ухудшилось. Заметно пошатнулось оно и в нефтяной отрасли. Было закрыто немало нерентабельных скважин. Вот тогда-то для освоения труднодоступных (в части добычи “черного золота”) залежей в районах начали создаваться малые нефтяные компании – небольшие мобильные коллективы, которые быстро ухватились за инновационные проекты и стали внедрять их в дело.
Многие из этих фирм на добровольных началах вошли в “Нефтеконсорциум” – координирующую структуру, помогающую предпринимателям не отставать от новых технологий. К тому же действовать согласованно, не наступая друг другу на пятки. В современных условиях при жесточайшей конкуренции (прошли времена, когда “Татнефть” снабжала “черным золотом” всю страну) добывать нефть по старинке невозможно. Да и один в поле не воин. Вот и решают “нефтяные” бизнесмены проблемы сообща.
Оказание благотворительной помощи – одно из направлений политики ЗАО “Нефтеконсорциум”. Даже в конце прошлого – начале нынешнего года, когда нефтяная промышленность испытывала определенные экономические трудности, малые нефтяные компании не только продолжали подпитывать бюджет республики и России, но и не прекращали оказывать спонсорскую поддержку местным самоуправлениям. Например, в 2001 году помогли Новошешминскому району 9 миллионами рублей, за прошедшие месяцы текущего года – более чем пятью миллионами. Львиная доля этих средств принадлежит ЗАО “Троицкнефть” и ОАО “Шешмаойл”.
– В настоящее время местные самоуправления не в состоянии в одиночку справиться с социально-бытовыми проблемами сельчан, – признается Гульнур Латыпова, председатель Новошешминского СМС. – Лишь на те скудные средства, которые мы имеем от сбора земельного налога, невозможно благоустраивать территории, ремонтировать школы, детские сады и так далее. В последние несколько лет все пятнадцать самоуправлений района существуют практически за счет малых нефтяных компаний. Кроме того, сельхозкооперативы имеют от нефтяников за отвод земли для установки скважин немалые деньги. К примеру, в прошлом году “Новая Шешма” получила миллион рублей – хорошая сумма для небольшого хозяйства.
Раньше по новошешминским улицам даже “К-700” не мог проехать, сегодня мы асфальтируем дороги, благоустраиваем территории, приводим в порядок детские сады…
– Видите эти отходы? – Гульнур Мавлютовна указывает на огромную кучу, состоящую из ветхих деревянных оконных рам. – Ремонтируем Новошешминскую гимназию, полностью меняем окна. А старые рамы отвезем одиноким бабушкам на дрова. Не пропадать же добру…
Теперь наш рай – не сарай
Вместе с первым заместителем главы администрации Новошешминского района Федором Бурчиным направляемся в Слободу Петропавловскую, чтобы посмотреть, как продвигается капитальный ремонт общеобразовательной средней школы.
– Надо подвезти старушку, – кивает на “голосующую” бабульку Федор Тимофеевич, сидящий за рулем служебного “УАЗа”. – В нашем районе, к сожалению, нет общественного транспорта, как, впрочем, и своего автотранспортного предприятия. Так что порожняком не ездим – не принято оставлять человека на дороге…
В этом году на средства малых нефтяных компаний в районе ведется капремонт семи школ. Одна из них – петропавловская, в которой обучается более 160 детей. Что представляло из себя сие учебное заведение, красноречиво рассказывает директор школы Марья Ивановна Петровичева:
– Зданию тридцать пять лет, и оно ни разу капитально не ремонтировалось. Утеплитель деревянной крыши состоял из соломы, и называли мы его “птичьим пометом”. Фундамент здания без отмосток. А в крошечном спортзале не развернуться. Туалет – на улице. В общем, наш рай – сарай, говорили мы…
К капремонту школы “Троицкнефть” приступила 14 мая. Компания уже затратила на это дело 2,5 млн. рублей. И еще столько же планирует. (Между прочим, эти деньги идут из чистой прибыли предприятия, оставшейся после уплаты налогов и предназначенной для распределения между акционерами АО.) Заменили кровлю, укрепили фундамент, на 60 процентов расширили спортзал, провели канализационные сети, сделали внутри здания санузел. На днях должно быть сдано одно крыло школы, а в следующем году – другое…
Персонал “Троицкнефти” состоит всего-то из пятидесяти человек. Компания динамично развивается. В ее планах – к концу текущего года добыть около ста тысяч тонн нефти, а вообще, ежегодный прирост добытого сырья составляет примерно 20 тысяч тонн. Так получилось, что предприятие расположено на стыке трех районов – Новошешминского, Нижнекамского и Альметьевского. Поэтому нефтяники оказывают внимание всем им.
– Но особенно – Новошешминскому, как чисто аграрному району, испытывающему огромные материальные затруднения, – говорит заместитель генерального директора “Троицкнефти” Михаил Антонов. – В течение первого полугодия нынешнего года компания перечислила району 2,8 млн. рублей (для сравнения: за 2000 год – два миллиона)…
Районные власти акцентируют на школах особое внимание. На реконструкцию Зиреклинского агролицея, в котором учатся около 150 ребят, выделили из местного бюджета более миллиона рублей. А нефтяники добавили, так еще и в селе Урганча приобрели дом бывшего председателя колхоза. Теперь переоборудуют здание под начальную школу.
– Село это небольшое, – рассказывает Джалиль Гайфутдинов, председатель совета Зиреклинского самоуправления (куда входит и Урганча). – А учатся в здешней школе всего семеро ребятишек. Когда нефтяники пришли сюда и увидели, в каком состоянии находится старое школьное здание, то решили: ремонтировать его бесполезно – легче построить новое…
Лишь бы вернулись
Центральная районная больница впечатляет своими масштабами. Здесь и поликлиника, и клиническая часть на 150 коек, и женская консультация, и территориальная больничная касса. Медики с благодарностью вспоминают, как в позапрошлом году руководители республики вручили им ключи от машин “скорой помощи”.
Вот только инфекционного отделения при ЦРБ нет. А ближайшая Чистопольская инфекционная больница отказывается принимать новошешминцев. Правда, фундамент инфекционного отделения (на 12 мест) уже заложен близ основного здания ЦРБ, на что районная администрация из своего бюджета потратила миллион рублей. Но чтобы продолжить строительство, нужно, как минимум, еще миллиона четыре.
– Большая проблема – острая нехватка медперсонала, – дополняет заместитель главного врача ЦРБ по лечебной работе Равиль Алукаев. – Нам нужны терапевты, лор-врач, невропатолог, врачи-лаборанты. “Шешмаойл” и “Троицкнефть” пошли на то, чтобы платить медакадемии за обучение двадцати новошешминских студентов. Если хоть половина из них по окончании вуза вернется к нам, – уже хорошо…
Как источники здоровья – местные родники. Их в районе 86, на 21 из них порядок навели. На очереди – остальные, которые районные власти в целях благоустройства уже распределили между различными организациями. Мы побывали на Елховке, Авыл кизляве. Последний расположен близ села Зиреклы.
– Почему сорняк не убираете? Если нефтяники благоустроили родник, это не означает, что они обязаны поддерживать здесь порядок, – отчитывает Федор Бурчин председателя Зиреклинского СМС Джалиля Гайфутдинова, хотя видно, что внимание к роднику есть: ажурные решетки и опоры покрашены, мусор вокруг не валяется.
– Да, на сходах не раз говорили с сельчанами о порядке на роднике… Ну, в общем, вопрос решим, – обещает Джалиль Габдрашитович…
Полный рассказ о благотворительной помощи, оказываемой малыми нефтяными компаниями лишь Новошешминскому району, занял бы не одну газетную полосу.
– В прошлом году во время Дня работников сельского хозяйства районные власти вручили передовикам четыре легковых автомобиля, не считая других подарков, – говорит напоследок Ф.Бурчин. – Район и сельхозхозяйства не потратили на это ни рубля. Да и другие праздники проводятся у нас только на деньги нефтяников. На их же средства издается представительская литература. Например, к двадцатилетию района выпустили сборник баитов “Хэгер тамчылары”.
Ну а с приобретением учебников и художественной литературы справляемся сами – поддерживаем статус самого читающего в Татарстане района. У нас на одного жителя приходится в среднем 12,6 библиотечной книги. Между прочим, этот показатель в два с половиной раза превышает республиканский…
На снимках: родники – источники здоровья.