Далеко не лучшим было последнее десятилетие для чистопольского КСП “Толкиш”. Раздел земли и имущества, частая смена руководства, а то и просто безвластие привели это некогда крепкое хозяйство к грани развала. Как личную беду воспринимал происходящее на своей малой родине, где родился и вырос, Фарит Галимов. И хотя работал в райсельхозуправлении, но как-то поправить положение здесь не мог. И вот весной минувшего года с одобрения районной администрации возглавил это сельхозпредприятие.
Свежим взглядом горожанина увидел, что земляки живут в общем-то не хуже прежнего, по крайней мере, скота на личных подворьях стало больше. Но не думал, что до такой степени можно запустить коллективное производство, мастерские, фермы. Все объяснялось просто. Центральная усадьба расположена недалеко от города, и многие жители, имея на подворьях большое поголовье скота, занимались торговлей своей продукцией. А коллективное хозяйство им было побоку.
– При низких закупочных ценах на молоко, мясо, дороговизне ГСМ, удобрений и материалов, – говорит Ф.Галимов, – нам трудно конкурировать с сельскими предпринимателями по зарплате. Коллективное хозяйство оказывается в неравном, ущемленном положении, что негативно сказывается на отношении людей к работе.
Сейчас задолженность КСП “Толкиш” по кредитам, различным фондам, налогам составляет около 30 миллионов рублей, тогда как стоимость средств производства, техники, всего имущества не превышает 28 миллионов. То есть хозяйство оказалось банкротом. Кстати, подобная экономическая ситуация характерна для многих сельских коллективов.
Выйти из нее, определить и закрепить настоящего хозяина на земле, поднять его статус, по мнению Галимова, призван новый закон об обороте земель сельхозназначения, разрешающий куплю, продажу участков, позволяющий закрепить землю за теми, кто на ней по-настоящему работает.
В целом раздел в хозяйстве, по которому каждому члену крестьянской семьи, пенсионеру, управленцу, работнику социальной сферы, тем же предпринимателям полагается 8,4 гектара пашни, в “Толкише” уже был произведен несколько лет назад. Имеются свидетельства о праве собственности на земельную долю, только, правда, не на руках сельчан, а в правлении КСП.
Чтобы люди на основе Гражданского, Земельного, Трудового кодексов стали настоящими собственниками земли, в “Толкише” решили эту собственность узаконить, дабы каждый владелец имел официальный документ на земельную долю и мог распоряжаться своим наделом. Ведь разговор идет о немалом богатстве, крупных паях. Так, у семьи пенсионера Яруллина земли почти 30 гектаров, у механизатора Ахтямова – более 40, у комбайнера Сафина – 34 гектара.
При распределении же техники, которая берется в аренду с последующим выкупом, учитывается степень участия каждого работника в делах хозяйства, уровень задолженности ему по зарплате. Общая сумма долгов по ней составляет сейчас 2 миллиона рублей, что равно стоимости почти всей техники, большая часть которой выработала все ресурсы. Выделять имущество решено на погашение зарплаты специалистам, механизаторам, животноводам.
Имея на законном основании земельные паи, технику, уже на новой основе они создают товарищество на вере, которому могут сдавать в аренду свои паи все сельские жители.
Себе же как руководителю председатель отводит роль бизнесмена, менеджера, коммерсанта, ведущего дело путем выгодной продажи сельхозпродукции, умеющего добывать деньги и укреплять финансовые тылы.
– Конечно, каждый шаг здесь будет сопряжен с немалыми трудностями, – отмечает Ф.Галимов. – Но иного пути нет, и чем быстрее, надежней закрепим землю за крестьянами, тем полнее, ярче раскроются все возможности и таланты свободного, самостоятельного земледельца.