Тревожная тенденция обозначилась в сельском хозяйстве республики в последние годы: при значительных, казалось бы, валовых показателях низкой остается эффективность производства, ухудшаются финансово-экономические результаты. Идем чуть ли не впереди России всей по урожайности зерновых культур, производству хлеба, молока и мяса. Но при этом сельхозтоваропроизводители все глубже увязают в долговой яме.
Причин тому много. Одной из составляющих является торможение реформ, а следствием – медленное развитие фермерских хозяйств и крестьянских подворий.
Наш корреспондент встретился с председателем республиканской ассоциации фермеров и крестьянских подворий К.Байтемировым, чтобы обсудить животрепещущие вопросы сельского бытия.
– Камияр Минжагитович, мы знаем, что фермеры – это и есть настоящие хозяева на земле, ибо они, занимаясь сельскохозяйственным производством, рискуют не руководящим креслом, а собственным имуществом. Почему же остановился рост числа фермерских хозяйств в республике? Ведь уже несколько лет их количество колеблется возле цифр 1650-1730.
– Как известно, фермерское движение получило сильное развитие в начале 90-х годов, когда Правительство Силаева выделило 1 миллиард рублей бюджетных денег для развития реформ. Три года начинающие фермеры имели возможность получать льготные кредиты под восемь процентов в то время, когда официальные банковские ставки перевалили за сто процентов. И это было оправданно. Ведь рождался новый для нашей страны класс – класс настоящих хозяев, у которых, между тем, кроме желания трудиться зачастую за душой ничего и не было. А предстояло освоить бросовые земли, купить технику, построить производственные помещения.
Но вскоре времена изменились, бюджетная поддержка частников пошла на убыль. А те средства, что выделялись на дотирование сельского хозяйства в целом, до фермеров стали доходить в сильно урезанном виде. Выдвинутая формула поддержки коллективного и частного секторов “на равных” оказалась не более чем лукавством. Тем, кто сегодня все же решает ступить на путь фермерства, неимоверно сложнее встать на ноги. Не стала исключением и наша республика, где в ряде районов официальные власти продолжают относиться к фермерам, мягко говоря, недружелюбно.
– И как это проявляется?
– Приведу несколько примеров. В позапрошлом и прошлом годах в течение шести месяцев администрация Тукаевского района, правоохранительные органы района, прокуратура решали проблему изъятия 50 гектаров земли у фермера Н.Давлетова, не имея на то каких-либо серьезных оснований.
Фермеру из Буинского района Ф.Исмагилову 100 гектаров земли было отведено в апреле 2000 года, а уже через 3 месяца после этого райкомзем оштрафовал его на 80 минималок “за засорение почвы”, хотя по закону делать это был не вправе, так как на освоение выделенной земельной площади отводится 2 года. В итоге Ф.Исмагилов выехал за пределы Буинского района.
Фермер С.Гиниятуллин, имеющий всего 11 гектаров, почти шесть лет обивал пороги районной администрации с просьбами о выделении земли, но безрезультатно. И только недавно наконец ему был выделен дополнительный участок.
У главы фермерского хозяйства из Тетюшского района Л.Курзаевой решением главы района изъяли 170 гектаров земли и передали комбикормовому заводу для образования подсобного хозяйства. Однако через два года запущенные земли вернули обратно фермеру, а теперь вновь переселяют его на другое место.
В Агрызском районе фермер Альмир Закиров вынужден был поменять место жительства. Ему запретили пасти скот, ходить в лес за ягодами и грибами…
Таких примеров можно привести немало.
– О необходимости реформ на селе у нас говорится уже много лет, причем на самом высоком уровне. Получается, что от слов до дела – путь долог и тернист?
– Реформы у нас начались сверху – это естественно, так они всегда начинаются, когда происходит торможение общественного развития. Однако проблема в том, что когда люди поверили и взялись за дело, то они столкнулись с глухой стеной непонимания и сопротивления. Прежде всего со стороны чиновничества и руководителей хозяйств. Почему? А потому, что стало ясно: речь идет не об очередном косметическом ремонте, а о коренном изменении производственных отношений, зарождении хозяина на земле. Хозяевами нельзя командовать, у них трудно своровать, с ними сложно договариваться. Такая перспектива, похоже, напрягла значительную часть власть имущих, привыкших командовать колхозами и нередко использовать их в качестве кормушки. Причем часть настолько многочисленную и влиятельную, что она смогла навязать свою волю даже политическому руководству. Что из этого получилось, вы прекрасно знаете.
– А что получилось?
– А то, что снова со всех трибун стали говорить о преимуществах крупного производства, о необходимости создания крупных хозяйств и тому подобное.
Говоря об отмене крепостного права, Некрасов писал, что она ударила одним концом по барину, а другим – по мужику. Так получается и в наши дни.
– Нельзя ли об этом поподробнее?
– 22 апреля в Госдуме прошли парламентские слушания по проблемам законодательного регулирования гражданского (рыночного) оборота земель сельскохозяйственного назначения. Так вот, во всем законе крестьянские (фермерские) хозяйства не упомянуты ни разу. Авторы законопроекта о них забыли, в частности, в статье о передаче государством сельхозугодий в аренду (в том числе и выкупленных у крестьян земельных долей – участков на праве первой очереди). Аренда разрешается всем организациям и отдельным гражданам, но не КФХ.
– Как видно, вы пессимистически смотрите на происходящее в сельском хозяйстве…
– Так ведь особенно-то восторгаться и нечем. Вот завершилась посевная. А насколько успешно провели ее фермеры? Увы, многие не смогли получить льготные кредиты и полагающиеся бюджетные средства на приобретение минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, средств защиты растений. Новые “хозяева” мучаются из-за нехватки техники, из-за большой ее изношенности, слабой производственной базы. В одном из районов фермеры обрабатывают более 16 тысяч гектаров земли, а ГСМ выделено им по 5,7 литра на гектар. Удобрений вовсе нет. Можно предположить, что идет борьба с частной собственностью в деревне, и она приведет к победе над крестьянством.
А какова помощь владельцам крестьянских подворий? Несмотря на то, что частный сектор сегодня производит почти половину всей валовой продукции сельского хозяйства и является наиболее эффективным звеном экономики, сюда ни кредиты не направляются, ни бюджетные средства. Правда, на одном из республиканских семинаров Президент РТ указал на необходимость усиления внимания к подворьям, в частности, повышения продуктивности картофельных участков населения путем улучшения семенного материала, организации химзащиты против колорадского жука и фитофтороза, механизированной обработки почвы и реализации продукции. Обнадеживает, конечно, но будет ли результат? Как говорится, поживем – увидим.
– В народе говорят: на Бога надейся, а сам не плошай…
– Сложа руки не сидим. Настойчиво пробиваем вопрос о введении единого сельскохозяйственного налога для всех сельхозтоваропроизводителей. А также о наделении крестьян, я подчеркиваю – каждого сельского жителя земельным паем с указанием его границ на карте и стоимости, с государственной регистрацией.
Развиваем сельскую кредитную кооперацию, позволяющую фермерам и владельцам крестьянских подворий без лишней волокиты пользоваться небольшими по величине заемными средствами. Это важно. Какому руководителю коммерческого банка захочется возиться с крестьянином, желающим купить корову? Или построить теплое помещение для скота? Мелковатый клиент! А наши крестьянские кредитные кооперативы, которые уже созданы в Бугульме, Заинске, Альметьевске и Елабуге, открыты как раз для мелких собственников.
Укрепляем межфермерскую переработку сельскохозяйственного сырья. В частности, цеха по переработке гречихи построены и пущены в эксплуатацию в Заинском, Елабужском и Арском районах. В Рыбнослободском районе, Бугульме, Альметьевске планируем создать машинно-технологические станции, которые будут оказывать услуги фермерским хозяйствам, крестьянским подворьям.
Создали лизинговую компанию, чтобы улучшить обеспечение фермеров техникой.
Наконец, о чем хотелось бы сказать особо, Межведомственной комиссией по социальным и экономическим реформам РТ с нашим участием принята программа по фермерским хозяйствам и крестьянским подворьям, которая стала составной частью Государственной комплексной программы по развитию малого предпринимательства на 2001-2004 годы. Надеюсь, ее реализация позволит придать дополнительный импульс фермерскому движению.
Интервью взял