Рыбнослободский хлебоприемный пункт находится в самом районном центре, но как-то с краю и сбоку. Место довольно уединенное, если не считать небольшого поселка из двух-трех десятков деревянных домов и одного двухэтажного панельного – здесь проживают исключительно люди, на ХПП работающие. Да и сами дома эти были в разные годы построены предприятием для своих сотрудников. Несмотря на нелегкие для сельчан времена, строительство продолжается, и теперь, может, разве что темпы уже не те, что раньше. Хотя, с другой стороны, и надобности особой сегодня нет, поскольку “бездомных” на пункте не имеется: все сорок три человека персонала имеют благоустроенное жилье – последнюю точку в квартирном вопросе поставил еще один новенький дом на четыре семьи.
“За околицей” райцентра
Общая емкость Рыбнослободского предприятия – а это, можно сказать, главная строка в характеристиках организаций подобного толка, определяющая не только количественный состав работающих, но и технические потребности и финансовую прибыль, – 25 тысяч тонн. Именно столько зерна может разместиться в десяти складах. Плюс еще один, предназначенный для готовой продукции: муки, крупы… 25 тысяч тонн – немного, но не стоит забывать, что пункт, в конце-то концов, предприятие обслуживающее. Сколько, по расчетам специалистов, смогут поставить продукции двадцать пять хозяйственных кооперативов, колхозов и фермеров небольшого района, на столько его и рассчитали.
– Районы не раз на моем веку соединялись и рассоединялись, – рассказывает директор Рыбнослободского ХПП Ильсур Катеев.
– В результате был принят самый оптимальный вариант – чтобы каждый район имел кроме сухопутно-автомобильных, еще какой-то путь сообщения с “окружающим миром”. Где-то близ райцентров, задевая их, проходят железнодорожные ветки, а у нас это – вода. Вода – наш резерв, по Каме и Волге мы, в случае необходимости, всегда можем отправить весь сохраняемый нами урожай. Но, честно говоря, пока такой необходимости нет, мы к этому и не стремимся. Водный путь нынче крайне дорог, поэтому предпочитаем производить отправку зерна собственной автоколонной, которую создали одними из первых в системе “Татархлебопродукта”. На сегодняшний день она состоит из семи “КамАЗов”, двух тракторов и “Газели”. Из техники есть еще два дизельных зернопогрузчика, но это уже из другой оперы.
Так вот, – продолжает Катеев, – автомобильный транспорт предпочтительнее для нас еще и потому, что сообщение с его помощью получается как бы двусторонним: машина увозит на “Казаньзернопродукт” сырье и там же грузится мукой или крупами, или даже где-то на попутных базах необходимыми запчастями – в любом случае порожняком назад возвращается крайне редко. С баржами же, понятное дело, подобный товарообмен просто невозможен – отправили, и дело с концом. Хотя в позапрошлом году, впервые за последние пять-шесть лет, мы отгрузили на баржи около трех тысяч тонн зерна: 2100 тонн – в Печищи и более 700 тонн – на портовый элеватор столицы. Теперь отгружаем достаточно регулярно: специально для этого хлебоприемка тогда же взяла в Чистопольском порту дебаркадер от списанного грузового крана. Небольшие танкеры на 600 и 170 тонн встают здесь совершенно свободно – транспортерная линия всегда в порядке…
Здесь царит всеобщая взаимозаменяемость. Например, почти все водители обучены еще и на сушильных мастеров. Поэтому в сезон только двое из них остаются за “баранками”, а остальные временно переходят на две стационарные сушильные башни и две передвижные. Правда, кооперативные хозяйства, некогда осуществлявшие самодоставку зерна на ХПП, теперь зачастую просят помощи у здешних водителей. Пришлось обучить работе на СОБах отдельную смену, чтобы на сезон полностью развязать руки шоферам…
В списках значатся…
В сезон на хлебоприемный пункт берут дополнительно до двадцати человек, вот с ними-то, в основном, и возникают порой проблемы. Со своими, штатными, их никогда не бывает, поскольку те трудятся здесь в основном семьями и, как правило, династиями. Все рабочие не только хорошо знакомы между собой, но и знают прекрасно корни друг друга, ибо и предки их дружили целыми поколениями.
Самая знаменитая династия – это, пожалуй, династия Блиновых. Сам Николай Блинов на хлебоприемном пункте с четырнадцати лет. Был здесь и инженером, и старшим мастером сушильно-очистительного агрегата. Теперь, по возрасту, служит в местной охране и служит хорошо. Второй его брат – Анатолий – энергетик, а третий всю жизнь проработал главным инженером на Елабужском ХПП.
Заведующая производственно-технической лабораторией Галина Пичкасова тоже трудится рядом с мужем-зерносушильщиком и дочерью-разнорабочей. И своей семьей, и своей профессией Галина Дмитриевна гордится чрезвычайно.
– В этом году немного интереснее работалось, чем, скажем, в предыдущем, – замечает она. – Недавно, впервые за последние двадцать пять лет, приняли триста тонн проса и 230 тонн гречихи. Это вдобавок к нашему обычному ассортименту – пшенице, ржи, ячменю, овсу, гороху…
Четверть века она помянула не случайно – таков ее трудовой стаж на предприятии. А вот Иван Гладун работает тут… уже сорок два года. И тоже не один – его супруга Галина заведует на ХПП складом, а внук Юрий – охраной. Иван Климович – выходец из Черкасской области Украины. Рванул на целину, а оттуда жена привезла его сюда, как говорится, по месту своей прописки. Здесь он и остался мастером участка – теперь на Гладуне лежит ответственность за прием и отправление всего зерна. Да и в целом он – живая история, живой путеводитель по предприятию.
– Хлебоприемный пункт в 1933 году основан. С тех пор, собственно, и все склады остались. Поэтому много сил и энергии у нас на регулярный ремонт уходит, – поясняет Иван Климович, показывая деревянные “макушки” складских помещений. – Они раньше целиком были из дерева, но в пятидесятых-шестидесятых их обложили кирпичом или бутовым камнем. В прошлом и этом году мы их снова подновляли, а еще пять лет назад закончили реконструкцию вентиляционной системы: сейчас она на всех складах у нас А-образной формы. То есть устанавливаем крытые брезентом дощатые треугольники от стены до стены, через которые все зерно хорошо продувается. Зато когда надо – когда сезон, например, заканчивается – эту систему легко разобрать по частям для удобства уборки помещений. Такая установка – самая совершенная и дешевая, причем еще и самая эффективная. А изготовили мы ее на своей собственной пилораме, которую тоже капитально подновили. Кстати, вместе с ней заодно отремонтировали линию электропередачи: столбы, провода – все сейчас новое…
Еще об одной “семейной династии” хочется рассказать особо.
Золотая свадьба Макаровых
Иван Макаров встретил Зейнабику на Рыбнослободском хлебоприемном пункте, куда его послали из родной деревни Старый Арыш помогать в приемке урожая. Ее же прислали с той же целью из Юлсубино. Она – татарка – неплохо знала русский язык. Он – русский, но родившийся в глухой татарской деревне, – умел разговаривать исключительно по-татарски. На этой почве и познакомились: Зейнабика на первых порах находилась при Иване в качестве добровольного переводчика. Познакомились и больше уже не расставались – в 1951 году состоялась их свадьба, а осенью прошлого года Иван Андреевич и Зейнабика Валиулловна отметили еще одну, может, главную свадьбу своей жизни. Золотую.
Чтобы меньше возникло проблем с переездами и никто – ни родители жениха, ни родители невесты – не был в обиде, решено было молодыми остаться посередине их деревень – в райцентре, на хлебосольно встретившем их ХПП. Так и сделали. Предприятие выделило им сначала временную квартиру, а потом Макаровы переехали в благоустроенное жилье, в ведомственный панельный дом.
Зейнабика Валиулловна 37 лет проработала разнорабочей. В специальной коробочке у нее хранятся медаль “За трудовую доблесть”, значки ударника пятилеток и коммунистического труда, отличника социалистического соревнования, “55 лет Победы”. Не меньше регалий и у Ивана Андреевича, который вскоре после перехода в постоянный штат ХПП повысил квалификацию и стал слесарем-сварщиком, в каковом качестве и прослужил любимому делу 42 года. К ленинскому юбилею ветерану дали еще и медаль “За доблестный труд”.
За годы работы Макаровы сроднились с предприятием, и сейчас им трудно не жить его заботами и проблемами. Внутренние дела коллектива они частенько обсуждают за чашкой чая с другими пенсионерами – тоже ветеранами труда. Заходят в гости Александра Храбрецова, Любовь Тимофеева, Наиля Закирова, Барый Ишмухаметов, супруги Николай и Мария Щербаковы…
Сегодня Макаровым тоже скучать не приходится: в своем гнездышке они вырастили и воспитали четверых детей, подаривших им, в свою очередь, шестерых внуков. Будет кому продолжать традиции…
И расцветут весной деревья
Предприятие не стоит на месте – обновление начинается сразу же после сезона приемки зерна. Недавно, к примеру, установили крупорушку, на которой тут же начали производить два сорта гороховой, овсяную, пшеничную и ячневую крупы. Причем со стороны никого не привлекали – работать на крупяном мини-заводе стали свои же “переученные” сушильщики Володя Ахметзянов и Ренат Низамов.
В прошлом году здесь поставили мельницу согласно предварительной договоренности с фирмой “Марийагромаш”. Работают на ней тоже свои люди. Их же силами тогда была проведена реконструкция самой большой семидесятитонной сушилки, увеличена ее мощность.
На маленьком скотном дворе – несколько бычков, коров, свиньи. Ухаживает за ними Ризван Набиуллин. А Филария Бадрутдинова, являясь, по существу,
завскладом и завхозом предприятия, берется еще и этих коров доить. В сезон молоко бесплатно и ежедневно раздается всем рабочим – за вредность и просто так. Раздается и парное мясо к праздникам – весомая добавка к регулярно выплачиваемой зарплате.
Позапрошлым летом люди с хлебоприемного пункта по своей инициативе засадили небольшой пустырь между складами и скотным двориком яблонями, смородиной и сливовыми деревьями. Последних совсем чуть-чуть, а вот молодых яблонь – аж 380 штук! Ухаживать за ними стали без всяких садовников, сами, в порядке очередности. Представляете, какая красота весной на хлебоприемке? Даже с реки хорошо заметен по-есенински прекрасный яблоневый сад, раскинувшийся на склоне!