Такие разные хозяйства

Рыбная Слобода – рыбная, как говорится, по определению.

Рыбная Слобода – рыбная, как говорится, по определению. Кроме рыбоперерабатывающего завода, здесь и предприятий-то практически нет. Не считая тех, сугубо местного назначения, которыми любой район может похвастать – всякие “Сельхозтехники”, “Сельхозхимии” да небольшой хлебозаводик, обеспечивающий продукцией местное население.


А вот рыбные дела сейчас поставлены действительно на широкую ногу – после прихода нового директора Юрия Караганова производительность здесь по сравнению с прошлым годом удвоилась. Летней порой заводские бригады сами организуют лов, пригоняя к пристаням предприятия “шаланды”, полные чехони, лещей, сорожки, а порой и стерляди. Потом улов солят, вялят и коптят- консервированием тут не занимаются.


В общем, вполне понятно, что Рыбнослободский район получается одним из самых экологически чистых в Татарстане, а значит, для сельского хозяйства наиболее пригодным. На фоне вышесказанного не совсем понятно, почему в сводках с полей по боронованию, подкормке и севу он занимает место в нижней половине.


– Объяснить это довольно просто, – говорит руководитель аппарата главы администрации Раис Нагимов, лихо управляясь с баранкой “уазика”. – Достаточно взглянуть на наше северное расположение. Если, например, где-нибудь в Лаишевском районе вся земля давно очистилась от снега и ее обработка ведется всеми силами, то у нас в половине крупных сельскохозяйственных предприятий, как, например, “Яна Арыш”, “Победа”, “Балтач”, можно еще на лыжах ходить. О какой подкормке, а тем более о севе, может идти речь? Зато в южном направлении, где снег уже сошел, работы идут полным ходом – закончены подкормка, боронование зяби в акционерном обществе “Масловский”, кооперативе “Кама”.


Дело еще и в том, что износ тракторов, да и прочих агрегатов в среднем по хозяйствам достигает 98 процентов. “Сельхозтехник” у нас две – в райцентре и в Кутлу-Букаше, но и они справляются с трудом. Если в восемьдесят пятом, помню, одному председателю колхоза чуть не насильно пытались десять комбайнов впарить – еле отвертелся, то теперь рады хоть один приобрести, да проблематично: единовременно надо 480 тысяч рублей выплатить, а в общей сложности два миллиона…


…Главная усадьба АО “Масловский” напоминает не село, а, скорее, городской квартал – невысокие, но вполне современные ухоженные здания, газоны, беленые поребрики. Штаб какой-нибудь элитной дивизии, да и только. Лишь вместо полигона раскинулись вокруг 4500 гектаров полей, как уже говорилось, подкормленных и боронованных. Сейчас там механизаторы Ринат Сайфуллин, Валерий Захаров, Рашит Мингараев, Николай Федоров, Габдулхай Ясупов и Рафкат Моталапов занимаются посевом, а водители Ренат Камалов и Линар Заббаров бесперебойно снабжают их семенами. С техникой здесь, видимо, полный ажур. Есть даже специальный грузовичок, развозящий по полям обеды и ужины из сплошного мяса-масла по символической трехрублевой цене.


– Снежная проблема в районе, конечно, имеется, но насчет технического обеспечения, считаю, вполне можно и на старых машинах работать, – говорит директор “Масловского”, заслуженный работник сельского хозяйства республики Николай Андреев, руководящий уже тринадцатой посевной кампанией. – Надо просто относиться к ним по-человечески. У меня четырнадцать гусеничных тракторов, двенадцать колесных, восемь зерноуборочных комбайнов, шесть “КамАЗов”, дюжина других грузовиков. Все на ходу и ходят как часы, хотя тоже не новые. В марте на слете передовиков нас за сохранность техники и уровень оснащенности особо отметили. А секрет прост – я за годы работы ни одного трактора, да что трактора – винтика не продал и за долги не отдал. Впрочем, у нас и нет их, долгов, – ни энергетикам, ни по зарплате. Есть у нас три сварочных аппарата, кран, свои токарь и сварщик. Так что лечим машины самостоятельно и сразу…


Вообще, по утверждению водителя Юрия Зимина, сейчас здесь живется лучше, чем “при социализме”. Зарплата выплачивается, как у “белых людей”, два раза в месяц, и ее средний уровень директор Андреев собирается в этом году поднять до двух с половиной тысяч, что, по деревенским меркам, немало. В прошлом году собрали по 70 центнеров зерна с гектара, получили по 5000 литров молока от каждой из 550 коров, среднесуточные привесы 1300 голов крупного рогатого скота и шестисот хрюшек тоже были весомыми. И, как результат, хозяйство получило 5,5 миллиона рублей прибыли при рентабельности 56,6 процента. В этом году есть все шансы улучшить показатели, поскольку на взятый кредит в десять миллионов рублей в Москве сейчас закупается оборудование для консервного завода, после чего яблоки с 460 гектаров сада, а также земляника, малина, вишня и облепиха будут прямо на месте перерабатываться в консервы.


– Дела здесь обстоят замечательно, – подытожил знакомство с “Масловским” Р.Нагимов, – но ведь цифры-то для сводок берутся , естественно, средние, а потому за счет “заснеженных” и просто отстающих предприятий общая картина серьезно смазывается. Конечно, мы подгоняем колхозников – разделили район на зоны ответственности, и все руководство с утра до вечера в поле. За эту зону я отвечаю, а начальник сельхоз-


управления Анас Лукманов – за другую…


Кооператив “Кама”, дислоцирующийся в Больших Елгах и Собакаеве, тоже успел “отстреляться” по подкормке и боронованию, здесь закончили сев свеклы на семена и засеяли пятьдесят гектаров кормовой свеклой. Бригада Фаниса Сибгатуллина из 47 трактористов справилась с этим в рекордные сроки. Особенно отличились Минулла Галиуллин, Рифкат Гайдуллин и Самигулла Набиуллин. Последнего, кстати, недавно на сессии райсовета Президент республики поздравил с присвоением звания “Заслуженный механизатор РТ”.


А тракторист-звеньевой Ильдар Абдуллин и его брат сеяльщик Ислам (этот – в чудовищном древнем респираторе) свой свекольный участок еще досевают. Респиратор на Исламе страшен, но он жизненно необходим – вдоль кромки поля пышут удушливым смрадом остатки навоза, из которого выжигают солому… Но это так, лирическое отступление.


У “Камы” чуть больше четырех тысяч гектаров пашни, 1700 голов скота. Прошлогодние результаты неплохие, товарный кредит погасили полностью, хотя энергетикам все же малость задолжали. Председатель Гиматдин Альмиев посетовал по поводу того, что 47 тракторов, семь комбайнов, да и прочие агрегаты отпахали уже по пятнадцать лет вместо положенных десяти. У него как раз этот самый износ 98 процентов и составляет, а с запчастями вечная проблема. То есть проблема не с ними – проблема без них. Единственный раз улыбка осветила лицо председателя, когда он начал мечтать, как в следующем году купит “Дон” по лизингу. Сумел же на сеялку накопить – вон она, красавица, подмигивает на солнце красным боком.


А вот в СХПК “Береговой” везти вашего корреспондента явно не хотели. И было чего стесняться – машинно-тракторный парк и соседствующие учреждения в комплексе напоминали собой Брестский бастион на пятый месяц боев, а недоползшие до него неподвижные тракторы смахивали на подбитых “тигров”. Все это великолепие венчала надпись по всему фасаду “Слава КПСС”, выложенная навечно из силикатного кирпича.


– Денег нет, запчастей нет, ничего нет, – доложился самый печальный из всех встреченных в этот день председателей Раис Замалеев, назначенный сюда 15 апреля. – Семян тоже не было, но руководство района выручило элитной пшеницей и ячменем сорта “Раушан”. По новой технологии будем его сеять для пивоварения…


Видимо, под новой технологией подразумевался посев без помощи тракторов, потому что гусеничных здесь осталось только семь, и только четыре из них – дееспособные. Не лучше обстоят дела и с колесной техникой. А засеять надо 3645 гектаров.


– Зато есть пятимесячный долг по зарплате, долг энергетикам, да и кредит за ГСМ не мешало бы выплатить, – продолжал Раис Киямович, проклиная, видимо, в душе своего предшественника. – Но зато остались хорошие кадры – трактористы Анатолий Фугин, Исмагил Загидуллин, Зиннур Киямов. Да и пополнение скоро придет из рыбно-


слободского профколледжа, четверо уже госэкзамены через месяц сдавать будут. А несколько пацанов поступать в него собираются, пока у нас в подсобниках ходят. Так что надеюсь выжить пока за счет животноводства: есть у нас 750 голов крупнорогатой скотины да восемьдесят свиней. Но, увы, кормов в прошлом году заготовили недостаточно, вот и привесы маленькие.


Но я уверен, мы выкарабкаемся – вот свеклу потихоньку сеять начнем и “зеленый конвейер” для животных в летних лагерях наладим. А агрегаты все починю – не случайно же я до назначения сюда инженером в “Сельхозтехнике” трудился…


Что ж, желание у Р.Замалеева есть, и огромное. Будем надеяться, и остальное приложится. Надежда уж точно умирает последней.


Г.САЛИМЗЯНОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще