Около десяти лет всего было В.Степанищеву, когда родители его осели на постоянное жительство в бугульминской деревне Зеленая Роща, являющейся центральной усадьбой опытно-производственного хозяйства “Семеновод”. Навсегда с тех пор связал Владимир Ильич свою судьбу с этим совхозом, накрепко за четыре с лишним десятилетия сроднился, гордясь успехами ОПХ.
А слава о “Семеноводе” по праву гремела на всю республику многие годы, когда в хозяйстве даже при самых неблагоприятных условиях практически не получали на круг менее 38 центнеров зерна с гектара, добиваясь и высокой продуктивности дойных, откормочных гуртов.
Однако в связи с начавшейся затем радикальной перестройкой экономики страны этот совхоз, как и многие другие аналогичные коллективы на селе, стал испытывать все более серьезные финансовые проблемы. В ОПХ участились долгие задержки с выплатой зарплаты, вследствие чего в город оттуда перебралось немало хороших водителей, механизаторов, постепенно вконец захирел мощный прежде комплекс по выращиванию первотелок для Бугульминского и соседних районов, упала продуктивность прочих подразделений совхоза.
Свалившиеся на изрядно захворавшее хозяйство беды Степанищев весьма болезненно, словно свои собственные, воспринимал, еще когда руководил совхозной средней школой. Вот почему и поддался на уговоры односельчан возглавить два года назад Зеленорощинский Совет местного самоуправления.
Расставшись с любимой школой только потому, чтобы помочь родному хозяйству выбраться из кризиса, Владимир Ильич с первых же дней пребывания на новом посту совершенно резонно начал исходить из того, что ОПХ поставить твердо на ноги можно, лишь укрепив его молодыми рабочими кадрами.
Учитывал Степанищев также то, что уезжали деревенские парни и девушки в Бугульму, иные города нередко как в поисках более комфортной жизни, так и из-за замеченной приглядливым Степанищевым обиды, что определенных бытовых удобств лишены их отцы и матери. “Не хотим жить там, – приходилось слышать от молодых земляков председателю Совета, – где наши родители всю свою жизнь изо всех сил, здоровья не жалея, вкалывали до самой пенсии в коровниках и на пашне, но так и не удосужились возможности ходить по нормальным, чистым, прилично освещенным улицам, утопая в грязи по весне и осени”.
Потому Владимир Ильич, заступив на новую должность, продолжил с присущей ему энергией замедлившееся было благоустройство подопечной СМС территории, на которой, кроме центрального отделения “Семеновода”, находятся еще деревни Надеждино, Яналиф, несколько других населенных пунктов, где в общей сложности около пятисот подворий с населением примерно в 1400 человек. Ныне Степанищев может уже записать в свой актив много чего сделанного за довольно короткий срок. На улицах Зеленой Рощи появилось дополнительно сорок ярких светильников, капитально отремонтирована кровля ряда жилых домов, объектов социально-бытового назначения. Теперь почти все они отлично отапливаются экономичными мини-котельными. На центральной усадьбе ОПХ заасфальтированы площади возле магазина и фельдшерско-акушерского пункта, две улицы, где живет большое количество пенсионеров, еще одна из конца в конец деревни засыпана щебнем, красиво ограждена аллея славы здешних ветеранов войны и труда.
В мае – начале лета председатель Совета планирует построить такие же добротные дороги по улицам Низовской и Заречной в деревне Забугоровка, здесь же отремонтировать мост через речку. Озабочен Степанищев и необходимостью более полной телефонизации этой деревни, которая, к слову, в Зеленой Роще завершится уже в первой половине нынешнего года с вводом в строй новой АТС на сто сорок номеров.
Не дают покоя Владимиру Ильичу и мысли о нехватке жилья для учителей, прочие не менее сложные заморочки, каких у него выше головы и с которыми он в состоянии справиться только с финансовой, иной помощью Бугульминской администрации. Очень благодарный ей за разнообразное содействие, Владимир Ильич Степанищев безусловно рассчитывает на него и впредь, однако все чаще старается решать стоящие перед ним задачи и собственными силами. А точнее, силами всего сельского мира в подведомственных Совету деревнях.
Сперва, правда, туговато поднимались земляки на общественно полезные дела. Как, например, в случае с основательно портившей вид Зеленой Рощи многолетней огромной свалкой, которая к тому же буквально придушила прежде живописный пруд: накапливавшийся на его берегах пластами бытовой мусор, навоз из года в год сползал, наезжал на водную гладь.
Кинул клич председатель СМС по хозяйству: собирайся, народ, спасем гибнущее наше озерцо, наведем вокруг него чистоту, создадим там зеленую зону отдыха с цветниками и березовыми аллеями. Но мало кто откликнулся. Тогда он не поленился поговорить со многими односельчанами индивидуально, отдельно потолковал с молодежью. И на второй “бой” со свалкой зеленорощинцев собралось уже изрядно, а на третий – еще больше. С берегов ожившего пруда коллективными усилиями было отправлено около тридцати “КамАЗов” различных отходов, жители же деревни, войдя во вкус, стали энергичнее наводить порядок и по месту своего жительства, охотно участвуя в объявленных Советом конкурсах на лучший дом, двор, производственный участок. А подведение итогов превратилось в настоящий
праздник с концертами художественной самодеятельности, иными развлекательными, спортивными мероприятиями.
О возросшем желании зеленорощинцев быть на родной земле хозяевами говорит и то, что только за прошлый год они пять раз собирались на сельские сходы, чтобы сообща обсудить проблемы, связанные с завершением газификации деревни, с выпасом частного скота, ветеринарным обслуживанием, выделением сенокосных участков, сбором излишков сельхозпродукции по подворьям.
Обладающий твердым характером, Степанищев и раньше-то не боялся вступать, если того требовало дело, в жесткие конфликты с совхозным начальством, а ныне, опираясь на такую вот растущую поддержку односельчан, становится по отношению к нему еще требовательнее. На недавней сессии Зеленорощинского СМС крепко, скажем, досталось заместителю директора и инженеру-энергетику ОПХ за ряд недоработок с их стороны и, в частности, за то, что на некоторых фермах можно было увидеть даже опасно оголенную электропроводку.
Кстати говоря, порицая, сурово наказывая разгильдяйство, Совет сам подает пример добросовестного выполнения собственных решений. Вот и на днях, когда сломалась машина, оборудованная для сбора молока в частном секторе, сотрудники СМС, не растерявшись, немедленно нашли лошадь, сани, погрузили в них фляги, дали вожжи в руки пенсионеру-добровольцу и отправили его вместе с совхозной лаборанткой по деревне.
И воспитательную работу с молодежью Владимир Ильич с коллегами по Совету тоже строит прежде всего на личных примерах, то есть не просто призывает парней и девчат с наибольшей отдачей служить родному хозяйству, но и показывает, как это следует делать. Особенно в уборочную страду, когда вечернюю и ночную работу с зерном на совхозном току сотрудники СМС, подопечных им соцкультбытовых учреждений берут в основном на себя.
Будучи не только толковым организатором, но и педагогом по призванию, Степанищев просто не может не привлекать к общественным делам юных односельчан. Они собирают целебные сосновые и березовые почки, травы, из которых делают лечебные отвары, в частности, для животных на фермах хозяйства, возделывают довольно обширный пришкольный участок, заготавливая варенья и соленья на зиму всей школе. Да еще успевают подсоблять в разных работах совхозу.
А в подарок за все это юные зеленорощинцы получили практически полностью – снаружи и внутри – обновленный Дом культуры, о капитальном ремонте которого Совет позаботился особо, чтобы было где труженикам “Семеновода” проводить досуг с пользой и комфортом. Сельчане благодарны Совету и за то, что по его инициативе в ОПХ возобновлено проведение сабантуев. Возрождены в хозяйстве – не без активного, разумеется, участия Степанищева – и торжественные проводы парней в армию, переписка с частями, где они служат, другие подзабытые было приемы, заметно повышающие эффективность работы с молодежью. В результате юношей и девушек в ОПХ стало оставаться больше, а значит, прибывает число тех, с кем будет решать СМС на сельских сходах общинные дела.