Не так давно довелось встретиться с главой Высокогорского Совета местного самоуправления Г.Беспаловым. Геннадий Тимофеевич, проработавший в этой должности более десяти лет, был озабочен:
– В Госдуме вовсю обсуждается проект закона об обороте сельскохозяйственных земель, а у нас до сих пор не решен вопрос закрепления в собственность СМС земель сельских населенных пунктов. Куда это годится?
Тревога представителя местной власти объясняется непредсказуемостью развития событий как на правовом поле земельных отношений, так и непосредственно на земельном рынке, раскручивания которого, думается, с принятием вышеназванного закона ждать останется недолго.
Между тем земля в собственности – это, прежде всего, вопрос самофинансирования. Особенно это касается пригородных Советов местного самоуправления, на территории которых расположены десятки различных предприятий и организаций. Взять землю в собственность, передать в аренду данным предприятиям и организациям – и можно, как говорят, сводить концы с концами.
– Верите или нет, но бывает, что даже похоронить одинокого человека не на что, – сетует Г.Беспалов. – А ведь наш СМС считается не бедным.
Что интересно, в нашей республике у СМС есть необходимые условия для положительного решения данного вопроса. Землеустроительными органами в свое время была выполнена большая подготовительная работа: сделаны цифровые фотопланы, во всех населенных пунктах путем геодезических измерений проведена инвентаризация земель, для ряда поселков и крупных сел созданы электронные карты.
Однако на текущий день ситуация в республике такая: ни один Совет местного самоуправления землю в собственности не имеет. Почему? А дело в том, что согласно соответствующим законодательным актам оформить право собственности на землю можно только через государственную регистрацию. А служащие Государственной регистрационной палаты, следуя букве закона, требуют от претендентов на владение землей документы, причем весьма дорогостоящие. Так, в Высокогорском СМС подсчитали, что для того, чтобы обзавестись всем перечнем документов, необходимых для госрегистрации права собственности, надо выложить более 3 миллионов рублей, а это – треть годового бюджета Совета. Понятно, что такие затраты для Высокогорского СМС непомерны, а ведь он – один из самых богатых Советов в районе.
Бывшим Государственным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе РТ предпринималась попытка провести передачу земель населенных пунктов в собственность местных Советов без государственной регистрации в 6 районах РТ, ради чего было подготовлено и принято соответствующее постановление Кабинета Министров РТ. Однако, как нам сказали в Минземимуществе РТ, все это осталось на бумаге, и теперь решение данного вопроса будет зависеть от принимаемых федеральных законов, Конституции РТ и других законодательных актов.
Ладно бы только так.
– А зачем СМСам отдавать землю в собственность? – все громче нынче звучит в чиновничьих кабинетах вопрос. – Когда несколько лет назад этот процесс начинался, существовавшие тогда сельские Советы были органами государственной власти. А теперь такими полномочиями они не обладают и находятся, так сказать, в свободном плавании. А это значит, что землей они станут распоряжаться бесконтрольно, расцветут кумовство и растащиловка…
Что ж, такая точка зрения заслуживает уважения. Тем более что в Советах местного самоуправления, как правило, нет необходимых специалистов по земельному праву и землеустройству.
А с другой стороны? Общество возложило на Советы местного самоуправления тяжелейшую ношу по организации жизнедеятельности населения, контролю за работой по его торговому, бытовому, медицинскому обслуживанию. Нет, пожалуй, ни одной мало-мальски серьезной проблемы на селе, которой бы не касалась местная власть. Власть, заметим, выборная, облеченная доверием людей. Почему же государство норовит использовать и уже фактически использует эту власть просто в качестве даровой рабочей лошадки? Отнимая те деньги, которые могли бы принадлежать Советам, чтобы потом по крупицам, как высочайшую милость, возвращать их обратно, только в значительно урезанном виде. На такое утверждение наталкивает тот факт, что СМСы оказались лишенными права даже на нотариальные действия, которые давали местным бюджетам кое-какую подпитку. А заодно и авторитета у населения, вынужденного теперь за справками о рождении и смерти, за актами гражданского состояния, за печатями на завещаниях и т.д. ездить в райцентры.
А теперь возникли поползновения и на землю, которую Советам еще не успели дать. Вместо того чтобы подумать, как помочь местной власти законно закрепить за собой земли населенных пунктов – а это улицы и переулки, пустыри и неудобья, используемые под пастбища, это, возможно, и земли под расположенными на территории СМС предприятиями и организациями, – предпринимаются попытки повернуть процесс обратно. Но какая же власть без земли? Без территории?
Да, бывают случаи бесхозяйственного и безответственного распоряжения СМСами земельными участками. Но значит ли это, что следует в целом поставить под сомнение право Советов местного самоуправления на владение землей? Может быть, правильнее продумать и разработать какие-то механизмы по предотвращению фактов бесхозяйственности?
– Земли населенных пунктов должны быть переданы Советам местного самоуправления, – убежден Г.Беспалов.
И ему возразить трудно.