“…Когда я был губернатором, мы начали программу – беспрецедентную в России! – по модернизации потребительской кооперации. Повсеместно в стране, особенно в отдаленных деревнях, магазины потребкооперации заколочены, ни хлеба, ни соли, ни спичек нет. Я тогда начинал проект под названием “Возрождение сельской торговли”. И начинался он вот с чего: мы выдали паи – имущественные паи – всем жителям района. Ведь на самом деле все жители районов формально являются собственниками. Формально, подчеркиваю, об этом, конечно, ни бабушки, ни дедушки не знают.
Мы выдали паи и разрешили эти паи группировать, продавать, покупать и так далее. И повсеместно в Нижегородской области стали открываться магазины в отдаленных деревнях, потому что появились предприниматели, которые захотели – особенно местные жители – этим заниматься.
В Кирсановском районе (Тамбовская обл. – Прим. ред.) эта программа, ну несколько в ином виде, действует. Это возрождение русской деревни. И я считаю, что если эта инициатива кирсановская распространена будет сначала на область, Тамбовскую, а потом и на страну, то деревня постепенно будет оживать. Поэтому мы привезли сюда (в Тамбовскую обл. – Прим. ред.) методические разработки наши по поводу модернизации потребкооперации… Все документы и разработки наши, всю нашу программу по возрождению сельской торговли мы отдадим”.
Вот такие довольно-таки радикальные идеи прозвучали недавно в речи лидера Союза правых сил Б.Немцова на встрече с представителями средств массовой информации Кирсановского района Тамбовской области. Учитывая и актуальность, и сложность поднятых в данном выступлении проблем, корреспондент “РТ” встретился с председателем правления Татреспотребсоюза И.Насретдиновым и попросил его поделиться своими соображениями на эту тему.
– Ильдар Талифович, вы знакомы с данным выступлением? Как вы относитесь к позиции Немцова в отношении путей развития потребкооперации?
– Отчасти с ним можно согласиться. В том плане, что потребительская кооперация в условиях перехода на рыночные рельсы перестраивалась трудно. Резкое обеднение села в связи с длительными задержками зарплаты, низкий ее уровень негативно сказались и на положении потребкооперации. Значительно уменьшились оборотные средства, банковские кредиты стали выдаваться под неподъемные для нас проценты, многие руководители нашей системы испытали растерянность. Потому хорошо помнятся и пустые в недавнем прошлом полки магазинов дальних деревень, и перебои в снабжении сельчан товарами первой необходимости, и недовольство наших пайщиков.
Все это было, а из песни, как говорится, слово не выкинешь.
Однако, на мой взгляд, пусть из реальных явлений, но носящих все же временный характер, Борис Ефимович делает далеко идущие выводы по поводу святая святых потребительской кооперации – ее собственности. Вспомним: кооперация – творение народа, выдающееся социальное открытие, служащее интересам людей почти два столетия. Первые потребительские общества в России создавались еще декабристами, то есть корни этого движения, а значит, и вопросы собственности уходят глубоко в историю. Не нами она, эта собственность, создавалась, не нам решать и ее дальнейшую судьбу. И уж тем более не группе, пусть даже очень высокопоставленных, лиц. Логика тут, конечно, понятна: зачем тратиться, что-то там строить? Ведь куда легче распродать за гроши собственность пайщиков.
– А велика собственность у потребкооперации Татарстана?
– Немалая. Это прежде всего три тысячи магазинов, расположенных в городах и районах республики, десятки пищекомбинатов, колбасных цехов, предприятия общественного питания, заготовительные конторы с разветвленной системой приемных пунктов и складов, оптовые базы, транспорт и т.д. Сами понимаете, лакомых кусков много.
К счастью, руководство нашей республики хорошо понимает специфику организации и деятельности потребкооперации, поддерживает ее. В 1999 году состоялось республиканское совещание, на котором как раз были обсуждены вопросы собственности потребкооперации. Тогда было решено, что такие моменты, как отчуждение и выкуп собственности, должны быть прозрачны, обсуждаться на общих собраниях пайщиков и решаться только с согласия Татпотребсоюза.
– Наверное, для покупателя, в том числе и сельского, в общем-то без разницы, кому принадлежит магазин. Было бы побольше в нем разнообразных и качественных товаров.
– Согласен. Но вот вам факт: у нас в республике около тысячи магазинов – планово-убыточные. Некрасивый термин, да? Несовременно звучит, не по-рыночному. Тем не менее это так. Потому что обслуживают данные торговые точки население деревень, в которых всего по десять-пятнадцать домов. И как бы работники потребительской торговли ни старались, выгоды там не получишь, только убытки. Однако мы на это идем, потому что в этих селах проживают наши пайщики, которых мы обязаны обслуживать. Примерно тридцать миллионов рублей ежегодно выделяются нашей системой на то, чтобы возмещать убытки магазинов, расположенных в малых населенных пунктах. А теперь скажите: найдутся ли среди предпринимателей охотники работать в убыточной глубинке? В основном предприимчивые господа проявляют интерес к торговым предприятиям, расположенным в больших населенных пунктах и в бойких местах.
– И все же потребкооперацию нередко ругают и, думается, вполне обоснованно…
– Мы знаем свои недостатки и упущения. Бывает, что и ассортимент товаров в наших магазинах узок, и цены завышены, и культура обслуживания не на должном уровне, да и сам внешний вид торговых точек оставляет желать лучшего. Но мы не миримся с этим, стремимся подтянуться, обучаем наши кадры на примере лучших работников. А примеров таких у нас немало. Взять Мамадышский райпотребсоюз, который возглавляет Анатолий Иванов. За довольно короткий срок он сумел поставить дело так, что месячный товарооборот по данному потребсоюзу возрос с полутора до 16 миллионов рублей. А причина успеха мамадышских кооператоров в том, что они делают ставку не на завышение цен, а на скорость оборачиваемости товаров. То есть наценки делают минимальные и, кстати, благодаря этому выигрывают в конкурентной борьбе с частными предпринимателями.
У нас неплохо развивается потребкооперация в Бавлинском, Азнакаевском, Нижнекамском, Атнинском, Тетюшском, Черемшанском, Заинском, Сабинском и некоторых других районах. Кстати, должен напомнить, что потребкооперация – это не только магазины, но и общепит, заготовительная деятельность, а в настоящее время мы всерьез беремся и за бытовое обслуживание сельского населения: ремонт телевизоров, бытовой техники, пошив и ремонт одежды и обуви, парикмахерские. В этом аспекте активно уже работают высокогорцы, заинцы, тетюшане, сармановцы, верхнеуслонцы. Но резервов тут, конечно, еще непочатый край.
Должен заметить, что в предыдущие годы потребкооперация пользовалась определенными льготами со стороны государства в виде освобождения от некоторых видов налогов. Сейчас такие льготы отменены, и нам приходится очень непросто. Надеемся, что руководство республики от нас не отвернется, учитывая социальное предназначение нашей системы. Ведь взять ту же Нижегородскую область. Там региональная власть берет на себя обязательство гасить из областного бюджета часть ставки банковского кредита, который в размере 150 миллионов рублей предоставит в этом году кооператорам. Администрация будет также содействовать обновлению путем лизинга автопарка и оборудования.
И все же наш расчет прежде всего – на собственный потенциал, который далеко не исчерпан.
Интервью взял В.БЕЛОСКОВ.