Земельная реформа в республике продолжает буксовать. Буксовать, несмотря на то, что правовой фундамент под нее давно заложен. Органами земельного кадастра проведена инвентаризация земель, во всех районах определен размер земельной доли, всеми хозяйствами давно получены заполненные свидетельства на право собственности на землю для выдачи сельским жителям, в том числе и работникам социальной сферы, пенсионерам, каждый гектар земли получил свою кадастровую оценку. Юридически теперь две трети пахотных земель находятся в частной собственности граждан.
Казалось бы, сделано все необходимое для того, чтобы сбылись давние чаяния крестьянина и он почувствовал, наконец, себя вольным хозяином на своей земле. Восторжествовала и социальная справедливость, ибо практически никто при приватизации земли на селе не был обделен.
И ведь кто это сделал? Те самые главы администраций, которые теперь игнорируют принятые с их же участием законы, тормозят реформы. Торможение реформ проявляется в отсутствии разъяснительной работы среди сельского населения, а ведь не фасад подкрашиваем – фундамент меняем. Не ведется должной работы с руководителями хозяйств, игнорирующими необходимость заключения с собственниками земли арендных договоров, ведь у многих сельчан выбора в этом вопросе нет. В сотнях хозяйств не выплачивается людям арендная плата за пользование их землей или выплачивается в смехотворных размерах.
Получается, что одной вожжой главы тянут село в одну сторону, другой, еще упорнее, в другую. Вот почему не ослабевает социальное напряжение во многих селах республики, не поднимаются на ноги слабые хозяйства, а молодежь продолжает уезжать из села. На днях побывал в Минсельхозпроде РТ. Он напомнил растревоженный улей: здесь ломают голову над тем, что делать с хозяйствами так называемой красной зоны, у которых шансов встать самостоятельно с колен на ноги практически не осталось, настолько они разорены. А такие разоренные хозяйства есть почти в каждом районе – по три-четыре, а то и более. Там практически уже ничего не строится, новая техника не закупается, задолженность по зарплате достигла огромных размеров. А если еще и ведутся сев и уборка, так это на бюджетные деньги района.
Хотелось бы ошибиться, но думается, что эта опасная зона будет в дальнейшем расширяться. И одной из важнейших причин этого является пробуксовка земельной реформы.
Воспользуемся официальными данными республиканской земельной службы. Если в Актанышском, Балтасинском, Буинском, Рыбнослободском, Черемшанском районах в прошлом году размер арендной платы за гектар паевой земли составил в прошлом году от 180 до 345 рублей, выданных собственникам земельных долей в виде зерна, сена, соломы, транспортных и прочих услуг, то в Чистопольском и Тюлячинском районах, например, данный показатель составил лишь 20 рублей, в Агрызском – 25, в Дрожжановском – 30, в Кайбицком – 34, в Лениногорском – 32, а в Нижнекамском районе и вовсе сельчанам возмещают лишь земельный налог в размере около 8 рублей. Другими словами, в нижеперечисленных районах сельхозпредприятия беззастенчиво пользуются частной собственностью местного населения, забывая за это ему платить. Нарушаются законы, игнорируются права граждан, подрывается материальная основа реформ.
Позицию пассивных наблюдателей заняли многие советы местных самоуправлений. А ведь это и их задача – созвать сходы граждан, растолковать, в чем смысл принятых законов, как осуществить предоставленные сельским жителям права.
Наивно было бы думать, что сельская элита и сама-то толком не понимает, что к чему. Если бы это было так, вряд ли бы многие руководители и специалисты сельского хозяйства Заинского района, например, стали в массовом порядке оформлять себя фермерами. Неспроста, надо думать, и председатель СПК “Заря” Пестречинского района сдал в аренду свой и ближайших родственников земельные паи фермеру, в то время как остальному населению арендная плата практически не выплачивается. А с чем связано то, что игнорируются земельные права граждан в части получения законной арендной платы в КП “Бегени” Сабинского, КП “Рассвет” Мамадышского, СПК “Шингальчи” Нижнекамского районов и многих других хозяйствах?
Впрочем, объяснение имеется. Новый земельный порядок переворачивает всю пирамиду и земельных, и производственных отношений на селе с головы на ноги. Не колхоз или совхоз, а сами сельские жители становятся хозяевами земли и ее арендодателями. Руководители хозяйств превращаются в исполнителей воли землевладельцев и оказываются в прямой зависимости не столько от глав администраций, сколько от населения. Вот этим-то обстоятельствам и сопротивляются председатели и директора, поддерживаемые районными властями.
Между тем, нынешние обостряющиеся проблемы села связаны прежде всего, как думается, с потерей населением доверия к власти, к руководителям сельхозпредприятий. Чтобы вернуть доверие и активизировать человеческий фактор на селе, необходимо в числе прочих мер предпринять активные усилия и по наведению порядка в реализации земельного законодательства, более энергично вести земельную реформу.