роизведя около 6 миллионов тонн зерна – на уровне самых хлебных регионов России, сельхозтоваропроизводители республики, сидя на этом огромном, набитом пшеницей и рожью мешке, сегодня чешут в затылке: а на какие средства будем сеять следующей весной? На что купить горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, средства защиты растений, элитные семена?
Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: продать зерно да на вырученные деньги приобрести все необходимое.
Так-то оно так, да цены уж очень низкие на рынке: за тонну пшеницы третьего класса всего 2400-2500 рублей, и то лишь со скрипом, дают. Почему так мало? Да потому, что почти половину скота в России за последние годы порезали, а урожай нынче более или менее приличным повсюду оказался. Вот и некуда хлеб девать. А если бы и решило правление хозяйства реализовать часть зерна по рыночным ценам, так сделать это нынче непросто – практически весь товарный хлеб хозяйств на элеваторах, под бдительным оком Минсельхозпрода.
В такой ситуации резонно было бы государству свое плечо подставить да помочь крестьянину продать хлеб по нормальной цене. Не на бедность ведь, а на богатство деньги пойдут. Да, похоже, бюджетный мешок настолько нынче отощал, что помогать селу уж и нечем.
И все-таки это было бы пол-беды, если бы не долги. Во вторник в Кабинете Министров РТ состоялся брифинг для журналистов, в котором приняли участие руководители Минсельхозпрода РТ, банка “Ак барс”, “Татфондбанка” и “Татагропромбанка”. Первый заместитель министра С.Исрафилов, похвалив сельчан за хорошую работу в этом году, все же вынужден был обрисовать и ту удручающую ситуацию с возвратом долгов, какая сложилась на данный момент.
А ситуация следующая: из бюджета республики через коммерческие банки сельхозпредприятиям нынче было выделено около 2500 миллионов рублей кредитных средств. В договорах было оговорено: к 1 октября текущего года сельчане возвращают хлебом или деньгами 30 процентов долга, в дальнейшем – по 23,3 процента ежемесячно. Однако на 1 декабря возврат составил только 708 миллионов, или около 30 процентов. И Правительство РТ всеми силами старается защитить руководителей хозяйств от законных притязаний банкиров, имеющих теперь право забрать у хозяйств за долги залоговое имущество: технику, скот, помещения. Волевым решением сроки возврата долгов постоянно отодвигаются.
А что же банкиры? Они не прочь взять причитающееся и хлебом, но – по рыночным ценам.
Интересы банкиров понятны: в возвращаемых сельчанами долгах сидят их 4 процента годовых. Есть возврат – есть проценты, нет возврата – нет и процентов.
Однако острота проблемы еще и в том, что непроданный сегодня селом хлеб – это не что иное, как завтрашние кредиты для того же села. Да-да, нынешние кредиты были выданы сельчанам в качестве их собственных оборотных средств с тем расчетом, что, возвратившись в банки, на будущий год они снова пойдут на кредитование сельхозпредприятий. Во всяком случае, в республиканском бюджете на будущий год кредиты для сельского хозяйства не предусмотрены…