Так и вернемся на круги своя?

Отныне жители Актанышского района могут торжественно заявить, что благодаря федеральному законодательству получили возможность на реализацию еще одного своего гражданского права – участия в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей.

Автор статьи: Раиса ЩЕРБАКОВА

Отныне жители Актанышского района могут торжественно заявить, что благодаря федеральному законодательству получили возможность на реализацию еще одного своего гражданского права – участия в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей.


Впрочем, никому не заказано гордиться этим правом и осуществлять его. Тут особой доблести актанышцев не усматривается, просто тамошний местный Совет народных депутатов оказался в числе наиболее дисциплинированных и прислал общий список своих самых достойных граждан. Не подкачали также жители Алексеевского, Дрожжановского, Бавлинского, Рыбнослободского, Верхнеуслонского и Спасского районов. У них со списками народных заседателей тоже все, как говорится, тип-топ – Госсовет республики утвердил их, многократно увеличив таким образом количество лиц, причастных к судейской деятельности.


Воистину, все новое – хорошо забытое старое. Помните по старым фильмам: в центре сидит судья, а по бокам восседают народные заседатели? Как правило, это фигуры бессловесные, и какую роль при вынесении судьей решения они играют, трудно сказать, но само их присутствие призвано как бы напоминать участникам процесса (и в первую очередь, вероятно, судье) о недремлющем оке и справедливом гласе демоса.


Короче, все то же самое, разве что парламент раньше не утверждал списки людей, имеющих доступ к судейскому креслу. Кстати, на последнем заседании пленарной сессии Госсовета, где эта процедура проводилась впервые, прозвучал призыв к руководителям местных органов власти подойти серьезнее к вопросу и не тянуть со списками. Дело в том, что федеральный закон о народных заседателях действует с 2000 года, так что любой из участников судебного процесса вправе требовать их обязательного присутствия. В противном случае суд просто откладывается до тех пор, пока это требование не будет удовлетворено.


Вот это обстоятельство и беспокоит. Насколько помнится, института народных заседателей вроде никто официально не отменял, он как-то тихо и незаметно умер сам собой. И произошло это не при царе Горохе, а на наших глазах – то есть в эпоху перестройки. Просто-напросто предприятия перестали отпускать на “судебные посиделки” своих работников. Ныне, надо полагать, вопрос этот стоит еще более остро. Какому руководителю, скажем, частного предприятия придет в голову лишить производство, пусть и временно, специалиста, на которого он делает ставку в работе? А бесполезных работников, отсутствие которых не скажется на деятельности фирмы, он и держать не станет, согласитесь. Следовательно, надеяться на то, что частные предприятия станут “поставщиками” народных заседателей, не приходится.


С другой стороны, бюджетных структур осталось столько, что их впору уже по пальцам пересчитать… Вы можете представить ведущего хирурга в роли заседателя? Или артиста балета? Или повара? Да их рабочий день расписан по минутам на месяц вперед! Опять же протирающих штаны пенсионеров вряд ли сыщут в школе, редакции, домоуправлении и тому подобных местах. Не то время ныне, чтобы от безделья маяться. Да и кто нужен-то? Самые-самые из числа добропорядочных граждан! Тут одного песенного требования “чтоб не пил, не курил” маловато получится, надо чтоб еще и несудимым был, не состоял на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах, ну и так далее. А главная закавыка состоит опять же в том, что ежегодно на протяжении пяти лет такому образцово-показательному гражданину надо выплачивать жалованье из кассы предприятия за весь период его “заседательных” полномочий. По закону – это четырнадцать дней как минимум. А каков максимум – не знает никто, ведь рассмотрение иных дел тянется месяцами.


Ну а сам гражданин может даже поправить свое благосостояние. Представьте, время, которое он проведет в суде, оплачивается федеральным бюджетом в размере одной четвертой части должностного оклада судьи. А судейские чины у нас, как известно, не бедствуют, и зарплату им дают вовремя. И вот это обстоятельство – весьма существенное. Оно и будет, вероятно, отличать психологию народного заседателя прошлого века от психологии народного заседателя нынешнего столетия. Почет, само собой, это хорошо, а денежки – еще лучше.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще