Отшумел грандиозный республиканский праздник “Урожай-2001”. Повод для торжества был значимый: получено около 6 миллионов тонн зерна валового намолота, с каждого гектара собрано около 36 центнеров хлеба. Среди 89 субъектов Российской Федерации по урожайности Татарстан вышел на второе место после Краснодарского края, а по валовому сбору зерна – на третье место.
Но вот фанфары отзвучали, награды вручены. И теперь перед татарстанцами встал вопрос: а что же делать с богатым урожаем? Ведь хлеба нынче много не только в Татарстане, но и во многих других регионах России. В результате рыночные цены на зерно снизились на- столько, что продавать его оказалось невыгодно – уж больно высока себестоимость. Выращенный с таким трудом хлеб, в самом прямом смысле, девать некуда. Склады хлебоприемных предприятий ОАО “ХК “Татархлебопродукт” забиты под завязку: здесь лежат 300 тысяч тонн остатков прошлого года, да нынче завезли более 1500 тысяч тонн хлеба. Только платить за него крестьянину никто пока не собирается.
– Ничего страшного нет, – говорит заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по заготовкам и качеству сельхозпродукции И.Габдрахманов. – Хлеб под крышей, хранится надежно. Изменится ситуация на рынке, продадим его с выгодой…
Столь оптимистичные планы имеют, увы, перспективы весьма туманные. Как отмечают эксперты, ситуация на рынке зерна трудно прогнозируема. А ведь продать татарстанцам нужно как минимум миллион тонн зерна.
Между тем над хозяйствами как дамоклов меч нависли долги: банкам, агросервисным службам, поставщикам, подрядчикам, в различные бюджеты, не говоря уж о зарплате работникам. Ведь под урожай текущего года на закупку минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, средств защиты растений в коммерческих банках было взято кредитов 2 миллиарда 300 миллионов рублей. Плюс к этому в лизинг приобретены сотни комбайнов, тракторов и автомобилей. А погашать долги нечем: банкам зерно не нужно, им нужны деньги. Как, впрочем, и другим кредиторам. Счетчики, отсчитывающие пени и штрафы за задержку с погашением долгов, уже включены. Вот уж воистину: недород – горе, урожай – беда.
Впрочем, ситуация была бы не столь драматичной, если бы заготовленное зерно было высоких товарных кондиций. К сожалению, качественные характеристики его оставляют желать лучшего. Так, из 408 тысяч тонн пшеницы, размещенной на хлебоприемных предприятиях, только 154 тысячи тонн – 3-го класса, то есть такой, из которой можно печь белый хлеб и батоны. А это – менее половины потребности. Правда, есть еще достаточно пшеницы 4-го класса, которая тоже считается продовольственной, но фактически мукомолы используют ее только в подсортировку. Не случайно руководство “Татархлебопродукта” уже сейчас ищет поставщиков сухой клейковины, которой можно улучшить хлебопекарные свойства пшеничной муки, а хлебопеки республики, не надеясь на ее закрома, уже завозят качественную пшеничную и дешевую муку из других регионов России.
Свое финансовое положение в нынешней ситуации хозяйства республики могли бы поправить и продажей ОАО “Красный Восток”, что расположено в Казани, пивоваренного ячменя. В этом году, по данным проверок, такого ячменя было выращено в республике около миллиона тонн. И пивовары готовы были закупить его более 100 тысяч тонн без задержки оплаты. Однако на сегодня на пивзавод из татарстанских хозяйств завезено лишь около 10 тысяч тонн ячменя. Правда, в последнее время пивоваренный ячмень на предприятие стал поступать по 300 тонн в день, однако очевидно, что много его уже не будет, так как основная масса ячменя пережжена в сушилках хлебоприемных предприятий.
Что и говорить, праздник у сельчан получился со слезами на глазах. Правда, Правительство РТ, демонстрируя мускулы, кое-какие меры в пользу сельхозпредприятий принимает. Прежде всего административные. Так, коммерческие банки вынуждены были принять 104 тысячи тонн зерна в возмещение хозяйствами части долгов по ценам, превышающим рыночные. Интересно, что теперь будут делать с этим зерном банкиры? В свою очередь и руководители хозяйств значительную часть зарплаты выдали комбайнерам и механизаторам зерном также по завышенным ценам.
Удивляет то, что при обилии полученного в этом году в республике зерна мало выдано его в качестве арендной платы собственникам земельных паев. Хотя примерно две трети сельскохозяйственных угодий в Татарстане – это паевые земли, то бишь частная собственность сельского населения, многие сельхозпредприятия, формально заручившись протоколами общих собраний, а фактически самовольно захватив эти земли, осуществляют на них свою хозяйственную деятельность, ничего не платя за пользование частной собственностью. Между тем известно, что личные подворья производят около половины валовой продукции сельского хозяйства в республике, и их владельцам тоже хочется, хотя бы в такие щедрые на урожай годы, испытать радость от своего крестьянского праздника.