В книге “Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье”, изданной сто лет назад в Санкт-Петербурге, вычитал любопытный факт: городская пристань (пристань бывшего Спасска) за навигацию отпускала разных грузов, преимущественно хлеба, до двух с половиной миллиона пудов. Перевод на современную меру весов дает 41000 тонн. Если учесть, что в Спасский уезд входили полностью или частично нынешние Алькеевский, Алексеевский и Старомайнский (Ульяновской области) районы, то на долю нашего района приходилось менее половины этого количества.
А вот показатель 45000 тонн выглядит внушительно. Именно столько зерна в этом году поставили на хлебоприемное предприятие сельхозпроизводители Спасского района. Валовой же сбор составил 120 тысяч тонн. Каждый гектар дал на круг около 28 центнеров. Слов нет, до передовых районов республики нам тянуться и тянуться, но такого результата, как нынче, наши хлеборобы еще не добивались. Что это – счастливый случай, везение? Или нечто иное?
Именно с этого и началась моя беседа с начальником Спасского районного управления сельского хозяйства и продовольствия А.Выжловым.
– Все же “нечто иное”, – сразу уточнил Александр Васильевич. – Хотя, собственно, было и везение. Я имею в виду довольно-таки благоприятные погодные условия. Но это только “чуть-чуть”. Вспомните жару в середине лета, которая весьма отрицательно повлияла на яровые культуры. Ее пагубное воздействие было бы более сильным, если бы мы полностью полагались только на хорошую погоду.
В кризисные для экономики годы в районе, к сожалению, как-то отошли на второй план технологические вопросы. Ссылаясь на нехватку тракторов и других машин, на необходимость экономии горюче-смазочных материалов, во многих хозяйствах выполнение предусмотренных агротехникой мероприятий свели к минимуму. Отсюда и худосочный колос.
Скупой, как известно, платит дважды. В нашем случае это вылилось прежде всего в огромные долги, накопившиеся у хозяйств, в нехватку зерна даже на фуражные и другие цели. Поэтому необходимость строгого соблюдения требований агротехники со временем стала очевидной не только для руководителей и специалистов сельхозпредприятий, но и для механизаторов. И уже нынешней весной, например, приходилось наблюдать такую картину: тракторист не трогает с места посевной агрегат, пока не подвезут минеральные удобрения. Хотя, казалось бы, ему куда важнее засеять как можно больше гектаров. Значит, он понял, что сами по себе гектары не имеют никакой цены, если на них не вырастет полновесный колос.
Да, в последние годы спасские земледельцы достаточно интенсивно занимались внесением в почву туков. Это стало возможным во многом благодаря поддержке республиканских органов. Но хозяйства и сами изыскивали дополнительные источники. И нынче это дало результаты. Кроме того, все посевы были обработаны соответствующими препаратами против сорняков. Применялись химические методы борьбы и с вредителями сельскохозяйственных растений.
А органика? Возле некоторых ферм были горы скопившегося перегноя. Создавалось впечатление, что это в общем-то дармовое удобрение никому не нужно и лежит мертвым грузом, хотя эффективно могло бы работать на урожай. А дело в том, что некоторые хозяйства и сейчас своими силами пока не в состоянии вывезти его на поля. “Агрохимсервис” тоже не может полностью взять эту работу на себя, хотя объединение только за прошлый год внесло в почву без малого 70 тысяч тонн перегноя. Нынче, считает А.Выжлов, этот объем будет даже превышен.
Кстати, замечает Александр Васильевич, если в прошлые годы органику сваливали сначала в кучи, а потом бульдозером разваливали их, то теперь применяется специальная техника, благодаря чему удобрения разбрасываются по полю равномерно. А это значит, что “пищу” получает каждый участок. Кроме того, активно ведутся работы по известкованию кислых почв. Только нынче они выполнены более чем на 6000 гектаров. Так что уже в будущем году можно рассчитывать на отдачу.
Хороший хлеб у нас вырастал и раньше, только далеко не весь он доходил до амбаров, очень много теряли во время уборки. Сказывались и неподготовленность комбайнового парка, и упущения в организации труда, и элементарная безответственность людей. Добавим к этому и высокую нагрузку на технику (на каждый комбайн около 350 гектаров уборочной площади).
Что же сделано нынче, чтобы поправить дело? Многие хозяйства всю ответственность за подготовку техники к жатве взяли на себя, отказавшись от услуг машинно-технологической станции. Заблаговременно начали ремонт, организовали реставрацию узлов и агрегатов, материально заинтересовали механизаторов. И в поле комбайны не подвели. К сожалению, не все смогли справиться с важной задачей. На помощь тем, кто замешкался, пришли уборочные отряды МТС, укомплектованные комбайнами “Доминатор”, и “Агроснаба” в составе комбайнов “Дон-1500” и “Енисей”. Отряды работали в две смены, можно сказать, круглосуточно. Это, кстати, подтянуло и местных механизаторов, которые порой были не прочь выйти в поле позже, а вернуться раньше…
Действительно, комбайнеры и другие участники жатвы поработали хорошо. Мой собеседник называет имена Камиля Сафиуллина и Рамазана Тазеева из “Агроснаба”, а также Владимира Зруллина с конезавода “Татарский”, которые на комбайнах “Дон-1500” намолотили по две с лишним тысячи тонн зерна. Полторы тысячи тонн на счету работавшего на “Енисее” Петра Левагина из фермерского хозяйства “Шанс”. Тысячу тонн зерна из бункера своей “Нивы” выдал ямбухтинский механизатор Зуфар Шайхутдинов. Практически без привлечения машин со стороны район управился с транспортировкой урожая.
Упомянул А.Выжлов и такой момент. В отличие от прошлых лет нынче в хозяйствах натуральную оплату в виде зерна стали выдавать сразу же, а не поздней осенью, когда кое-где уж и выдавать-то было нечего. Даже чисто психологически это сыграло важную стимулирующую роль. Все-таки хлеб для истинного крестьянина – непреходящая ценность.
Но вернемся к урожайности. Есть в районе хозяйства, где на круг собрали по 40 с лишним центнеров зерна с гектара. Но есть и такие, где урожайность – вдвое ниже. Почему же такая разница? А вот тут уж надо говорить о роли руководителя, считает А.Выжлов. Если он умеет брать ответственность на себя, организовывать людей, принимать продуманные управленческие решения, то и результат налицо. Именно этими качествами, на его взгляд, обладают Талгат Шабанов, Ильшат Габидуллин, Вагиз Мухаметов, Евгений Юрков, ряд других руководителей сельхозкооперативов. Тем не менее дефицит таких кадров в районе ощущается остро. Осваиваем рыночные отношения, а некоторые руководители, даже молодые, все еще живут прежними представлениями, не могут шага сделать без подсказки. Здесь есть над чем думать и работать руководству района.
А вот фермерские хозяйства не доставляют головной боли, им повседневная опека не нужна. Чаще всего их руководители и не обращаются в районные структуры, сами ищут и находят пути решения проблем. Впрочем, инертный, безынициативный человек и не возьмется за такое трудное и хлопотное дело, как фермерство. Возьмем Юрия Семушкина, возглавляющего кооператив “Волгарь”. Он постоянно в поиске, умеет повести за собой. Урожайность в кооперативе – под 40 центнеров, среднемесячная зарплата каждого работника – три тысячи рублей. Своя мельница, своя пекарня. Словно второе дыхание обрели жители села Танкеевка, войдя со своими паями в КФХ “Шанс” во главе с Равилем Бакировым.
В районе около 70 фермерских хозяйств. По мнению моего собеседника, их должно становиться больше. Чем больше будет подлинных хозяев земли, тем скорее все у нас наладится – будут хлеб на столе и радость в доме.
Анатолий САМАРКИН.
Редактор спасской районной газеты “Новая жизнь”.