Земля любит пригляд и порядок

Не помню какого-нибудь собрания районного масштаба, партийно-хозяйственного актива периода до девяностых годов, где не говорили бы, что земля – наше основное богатство, что надо беречь и приумножать ее плодородие.

Не помню какого-нибудь собрания районного масштаба, партийно-хозяйственного актива периода до девяностых годов, где не говорили бы, что земля – наше основное богатство, что надо беречь и приумножать ее плодородие. Нередко на различных уровнях специально рассматривался этот вопрос, и все равно отношение к нашей службе, призванной заниматься проблемами землеустройства, землепользования, охраны земель и почвы, было как к второстепенному делу.


У некоторых районных землеустроителей не было даже своих кабинетов, и они ютились в комнатах вместе с другими службами. А ведь в работе они пользовались секретными планово-картографическими материалами, при которых по спущенной сверху инструкции посторонние люди не должны были находиться.


Долгое время отсутствовала какая-либо законодательная база по охране земли и почвы. Только в 1974 году было принято в Российской Федерации Положение о рекультивации нарушенных земель. Поздновато, прямо надо сказать, спохватились власти. Ведь сколько земли успели испортить к тому времени в нашем Бавлинском районе, к примеру, где добыча нефти началась еще в 1946 году. До сих пор на полях то и дело встречаются участки, почва которых перемешана с красной глиной, щебенкой.


Не во всех случаях отвечал местным условиям Земельный кодекс Российской Федерации в деле регулирования земельных отношений. На районного землеустроителя одновременно были возложены обязанности главного государственного инспектора по использованию и охране земель. Но при этом он не был наделен правом наказывать даже самых грубых нарушителей земельного законодательства. Согласно его актам, на таких должностных лиц административная комиссия могла накладывать штраф в сумме лишь до 100 рублей – сущая мелочь по сравнению с тем ущербом, который наносили порой промышленники земле и окружающей природе.


Было еще другое обстоятельство, в результате которого районный землеустроитель не мог в полной мере выполнять свои обязанности как


госинспектор. Он числился в штате районного управления сельского хозяйства, затем районного агропромышленного объединения. Стало быть, там получал зарплату и находился в зависимости от сельскохозяйственного органа. В какой мере он мог привлечь к административной ответственности, скажем, руководителя хозяйства при нарушении им земельного законодательства? Да почти ни в какой. Таким образом, длительное время статус районного землеустроителя в юридическом плане оставался ничтожным.


После организации в 1991 году районного комитета по земельным ресурсам и земельной реформе положение, к счастью, изменилось. Поднялся статус службы, расширены права и конкретизированы обязанности работников. Принят закон РТ “Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства”, а в прошлом году путем внесения изменений и дополнений он еще более усилен. Применение этого закона способствовало созданию в районе более требовательной обстановки к использованию земель. Теперь у нас нарушения – редкость. Допускают их в основном строительные организации и подразделения предприятий, которые приезжают из других городов и работают на территории района наездами. Но они сталкиваются с жесткими санкциями с нашей стороны.


…Мыслями возвращаюсь к началу 90-х, когда предпринимались первые шаги по земельной реформе. Перед нами была поставлена задача полностью обеспечить граждан садами-огородами. Решать ее в наших условиях было не очень просто из-за того, что земельные угодья насыщены сетью инженерных коммуникаций, скважинами, возле которых надо соблюдать санитарно-технические нормы-разрывы. Дело осложнялось еще и тем, что по российским законам под сады-огороды нельзя было отводить пахотные земли, разрешался отвод только малоценных угодий.


Однако принятые в 1991 году Закон РТ “О земельной реформе”, Земельный кодекс Республики Татарстан и ряд других нормативных документов развязали землеустроителям руки, отменив ограничения на отвод пашни под сады-огороды. На основании этих законов мы провели комиссионное обследование всех земель хозяйств и на площади около 10 тысяч гектаров создали специальный фонд земельного запаса. Это дало возможность за короткое время подготовить необходимые документы и удовлетворить заявки 25 трудовых коллективов. В районе сейчас на площади 334 гектара имеются 28 садоводческих товариществ. Трудовым коллективам ежегодно выделяется 536 гектаров пахотных земель для посадки картофеля. В трудные годы экономического кризиса эти участки стали для людей опорой и поддержкой.


Было время, когда занятые под населенными пунктами земли значились за колхозами и совхозами. Несмотря на то, что на сельские Советы была возложена ответственность за развитие населенных пунктов, они не полномочны были предоставлять участки под застройку, право это было закреплено за хозяйствами. А если строительство на выделенном участке не соответствовало требованиям планировки и застройки села? С такими фактами мы встречались нередко. Надо было покончить с подобной юридической неувязкой.


В этих целях провели обследование земель, прилегающих к населенным пунктам, определили их границы, резервы для перспективного развития. Также с учетом количества скота в частных подворьях и увеличения его в дальнейшем при каждом населенном пункте подобрали кормовые угодья. Все эти данные были наложены на планы землепользований и как проект утверждены в установленном порядке. Затем силами хозрасчетного малого предприятия при райкомземе границы были закреплены в натуре межевыми знаками. Таким образом, Советы местного самоуправления тоже стали землепользователями.


Проведена большая работа по перерегистрации земельных участков всех землепользователей. Инвентаризация сельских населенных пунктов и города Бавлы выполнена путем кадастровых съемок при помощи высокоточных геодезических инструментов с последующей обработкой результатов измерений на компьютерах.


На основании Указа Президента РТ “О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан” от 13 мая 1993 года нам удалось определить земельные доли и передать их сельчанам, способствуя тем самым практическому осуществлению вековой мечты крестьян стать собственниками земли. Во многих населенных пунктах сельчане предпочли коллективный труд и организовали сельскохозяйственные производственные кооперативы. Продолжают функционировать, и довольно успешно, и фермерские хозяйства.


Наиль ШАРАПОВ.
Землеустроитель.


Бавлинский район.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще