С каждым днем нарастает поток зерна на крупнейший в Закамье Чистопольский элеватор, куда за полторы декады с начала уборочной страды его поступило уже более 20 тысяч тонн.
По сути, главными поставщиками хлеба являются чистопольские и алексеевские хозяйства, между которыми с первых дней жатвы развернулось острое соперничество. Вначале лидерство захватили чистопольцы, в настоящее же время положение выравнялось, и каждый из районов отгрузил почти 10 тысяч тонн зерна. Наращивают темпы его сдачи и новошешминцы.
Так что напряжение на предприятии нарастает, свыше 400 машин приходится разгружать ежедневно. В целом неплохо подготовились здесь к нынешней кампании, без особых сбоев действуют все производственные участки. Но вся беда в том, что, как и в прежние годы, не соблюдается график завоза зерна. Основной наплыв машин из всех районов – после 10 часов утра. После 22 часов их прибывают единицы.
– Проблема разгрузки нынче обостряется тем, – говорит директор элеватора И.Минсафин, – что зерно поступает в основном влажным. Не располагая надежным комбайновым парком, хозяйства просто вынуждены торопиться убирать и сдавать хлеб далеко не кондиционным. Стареют, приходят в негодность у них не только сушильные агрегаты, но и сортировочные машины на токах. Мы хорошо это понимаем и принимаем любое зерно, взваливая на себя дополнительные трудности. Ведь влажный хлеб с трудом выгружается даже с машин, не говоря уже о внутренней транспортировке, сушке.
Не случайно в полдень на всех площадях мы застали очередь машин за разгрузкой. Влажное, а порой и засоренное зерно медленно “проглатывается” элеватором, и нередко каждой машине приходится терять до двух часов драгоценного времени. А какие материальные потери несут хозяйства на каждом центнере, тонне такого хлеба!
Не успевают вовремя подсушить его и на элеваторе даже при круглосуточной работе всех шести сушилок. В многочисленных буртах зерно перегревается, теряет качество.
Богатый нынче вызрел урожай, но производители и сегодня еще не знают, сколько получат от государства за выращенный хлеб, ибо до сих пор нет определенной цены на него.
– У нас не сформирован рынок зерна, – говорит главный бухгалтер предприятия Т.Тимофеева, – ибо нет на руках цен на зерно, и мы его не покупаем, а принимаем на хранение, как давальческое. Более того, не знаем, по каким же ценам рассчитываться с хозяйствами-должниками за прошлогодние товарные кредиты, которых мы выдали на 43 миллиона рублей, да еще 12 миллионов рублей – под нынешний урожай.
Дебиторская задолженность, естественно, не прибавляет настроения коллективу элеватора, который, находясь на картотеке, не имеет средств на закупку зерна. Так что свободных денег на обретение экономической самостоятельности, развитие просто нет.
Правда, здесь все же стремятся заработать их на производстве комбикормов, мучной и другой продукции. Организовали собственный мобильный автоотряд по вывозке из хозяйств зерна, который по эффективности бьет в районе все рекорды. Это и позволяет обеспечивать коллектив зарплатой.