И железо устает и стареет…

В последние годы, колеся по республике в разных направлениях, вскоре после сбора урожая зерновых культур я вижу такие картинки: на полях вдоль дорог поднимаются всходы.

Автор статьи: Владимир БЕЛОСКОВ

В последние годы, колеся по республике в разных направлениях, вскоре после сбора урожая зерновых культур я вижу такие картинки: на полях вдоль дорог поднимаются всходы. Несведущим в растениеводстве может показаться, что это идут в рост озимые культуры. И только по клочковатости “посевов”, по тем огромным площадям, которые они занимают, уясняешь для себя: это прорастают зерна потерянного урожая. Еще восемь-десять лет назад таких картинок было значительно меньше.


Известно, что потери происходят по разным причинам, важнейшая из которых – осыпание зерна на корню из-за запаздывания с обмолотом хлебов. Так, специалистами подсчитано, что на двадцатый день после наступления полной спелости ржи потери от осыпания достигают 25-27 процентов, а озимой пшеницы – 20-22 процентов. Более значительны потери от перестоя у яровых ячменя, овса, пшеницы. В прошлом году зерновые и зернобобовые культуры в республике созрели повсеместно примерно в конце июля – начале августа. Однако и в конце сентября в Азнакаевском, Альметьевском, Бугульминском, Муслюмовском, Новошешминском, Черемшанском районах на корню стояло по тысяче и более гектаров необмолоченных хлебов. Это тысячи тонн потерянного зерна, сотни тысяч рублей, недополученных хозяйствами!


В прошлом году к 8 августа, то есть через две недели после начала массовой уборки, в республике было обмолочено только 22 процента зерновых и зернобобовых. Низкими темпами вели жатву озимых культур сельхозпредприятия Агрызского, Атнинского, Зеленодольского, Мензелинского районов, много еще стояло на корню гороха в Дрожжановском, Актанышском, Алькеевском районах, потери урожая этой бобовой культуры на каждом гектаре достигли к тому времени уже 5 центнеров.


Не секрет, что темпы и качество уборки зависят прежде всего от подготовленности комбайнового парка. Да, очень важно иметь хорошие тока с набором зерноочистительных и сушильных машин, которые во многих хозяйствах, увы, в ветхом состоянии. Необходима надежная работа транспорта, умелая организация труда людей. На жатве нет мелочей – все важно и значимо. Однако комбайны – ключевое звено. От того, как они подготовлены и как используются, как налажены их техобслуживание и ремонт, наконец, сколько их выведено в поле, и зависит в первую очередь успех крестьянского труда.


Медленные темпы жатвы в республике в последние годы напрямую связаны как раз с ослаблением на селе материально-технической базы, сокращением количества и ухудшением технического состояния комбайнов. Правда, начальник отдела механизации Минсельхозпрода РТ А.Ахметов возражает против такой постановки вопроса:


– Мы считаем, – говорит он, – что имеющийся технический потенциал в республике – а у нас сейчас насчитывается 8742 зерноуборочных комбайна – позволяет провести уборку хлебов за 20-25 дней. Тем более что благодаря поддержке Правительства республики только в прошлом году районы получили 126 импортных комбайнов “Кейс”, 50 “Нью-Холандов” и 200 “Донов”. Нынче комбайновый парк обновится еще на 354 зерноуборочные машины разных марок – “Нью-Холанд”, “Дон” и “Енисей”…


На первый взгляд, доводы эти резонны, однако обратимся к фактам. 8742 комбайна: много это или мало? Можно, конечно, вспомнить республиканскую программу “100” середины 80-х годов, когда в республику было завезено более 20 тысяч “степных кораблей”, а нагрузка на один комбайн составила менее 100 гектаров. Но дело даже не в этом, тем более что на данный аргумент тут же найдутся возражения: и посевные площади за это время сократились чуть ли не вдвое, и комбайны поступают помощнее. Вопрос – в другом, а именно: за штурвалы каких комбайнов сели нынче комбайнеры?


– Молотящих комбайнов в республике насчитывается примерно 6700-6800, – говорит начальник Гостехнадзора РТ Р.Хафизов, – остальные используются только на косовице…


И это – в лучшем случае. Потому что в целом по республике, опять же по официальным данным, половина комбайнов уже отслужила положенный срок. В Нижнекамском районе таких комбайнов – 81 процент, в Елабужском и Сабинском – по 79, в Новошешминском и Верхнеуслонском – по 74, в Пестречинском и Сармановском – по 70. Более 60 процентов машин с выработанным амортизационным сроком в Азнакаевском, Альметьевском и Дрожжановском районах. Что это означает? А то, что половина двигающихся по полю во время жатвы зерноуборочных машин – это, иными словами, груды железа, ненасытно жрущие солярку и рассыпающие по стерне зерно. Прежде всего из-за своей изношенности, последствия которой никакими разумными ремонтами устранить уже невозможно. Стоит ли поэтому удивляться, что в прошлом году к 1 августа, когда в республике уже развернулась массовая уборка, 637 комбайнов все еще стояли на приколе?


К сожалению, то количество новых комбайнов, которые стали поступать в хозяйства и районные подразделения “Сельхозтехники”, не восполняет их убыли, ибо по инженерным нормам необходимо завозить в республику 750-800 новых комбайнов. А это значит, что даже при значительной бюджетной поддержке селу не удается остановить старение уборочной техники. Значит, из года в год увеличиваются потери зерна, снижается рентабельность его производства.


Ситуация, прямо скажем, тяжелая. Ведь изношенные комбайны – это не только частые поломки и затягивание сроков уборки, это еще и потери хлеба из-за плохой герметизации “степных кораблей”, плохой работы молотильных аппаратов. В этом свете особую остроту приобретает вопрос: а что же мы в республику завозим? Да, было время, таким вопросом на селе мало кто задавался: техника была дешевой, обновление техпарка шло с опережением, а главное, никто тогда не считал денег, ибо накапливаемые долги государство списывало. Теперь ситуация в корне изменилась: техника дорога, долгов много, а главное – их уже никто не списывает. При таком положении дел появление каждого нового комбайна в хозяйстве становится целым событием для трудового коллектива.


Пожалуй, мало сегодня среди серьезных специалистов найдется людей, которые продолжали бы нахваливать импортные комбайны. Накопленный опыт показывает, что мало того, что они дорогостоящие: за те деньги, на которые мы покупаем один “Кейс”, к примеру, можно купить три “Дона” или пять “Енисеев” – они еще и мало приспособлены к нашим реалиям. Во-первых, для “иностранцев” нужны большие чистые массивы зерновых, каковых в наших хозяйствах очень мало: наша нива – это в основном небольшие поля, в той или иной степени засоренные осотом, бодяком или другими сорняками. А такую массу без значительных потерь заграничные машины обмолачивать не могут. Во-вторых, они не снабжены копнителями, солома ими измельчается и оставляется в поле под запашку. И если учесть, что эта техника в составе централизованных отрядов “Сельхозтехники” используется в основном в отстающих хозяйствах, где без запасов соломы на фермах коровы и молодняк КРС обречены на голод, то выходит, что “Кейсы” и “Нью-Холанды” – это и впрямь те самые “троянские кони”, как их в нашей газете назвал известный ученый, специалист по технике Н.Мазитов. А ведь “иностранцы” еще нуждаются в особом обслуживании, специальном топливе и завозе запчастей из-за границы, что в итоге влетает в копеечку. В Бугульминском районе был случай: “Кейс” заправили топливом, которое используют наши отечественные “Доны”, “Нивы” и “Енисеи”. Так этот “граф”, потарахтев немного, замолк, и потом специалисты две недели “колдовали” возле него, чтобы снова запустить двигатель.


А как наши “Доны”? Из бесед со специалистами и комбайнерами можно сделать вывод: комбайны эти неплохие, но… В прошлом году довелось писать очерк о лучшем комбайнере ТнВ “Зяббаров и Ко” Высокогорского района Геннадии Штенникове. Тогда, накануне сезона, он получил новенький “Дон”. Надо ли говорить, с каким старанием и усердием готовил хлебороб машину к уборочной страде, тем более что опыт работы на машинах этой марки у него уже немалый. И тем не менее уже с первых дней комбайнер столкнулся с тем, что барахлит гидравлическая система. Через несколько дней Штенникову пришлось встать, чтобы заняться устранением дефекта.


– Ходовые насосы и гидравлика – это больные места “Донов”, – говорит Г.Штенников. – У меня сын Вячеслав, комбайнер тоже с опытом, в один сезон заменил шесть комплектов гидронасосов. А ведь на жатве время не ждет…


В АКХ “Правда” Кайбицкого района бок о бок трудятся опытные комбайнеры Масгут Тазутдинов и Самат Хайрутдинов. Оба – на “Донах”. Так вот, на машине Хайрутдинова, эксплуатируемой семь лет, то и дело выходит из строя тахометр – прибор, по которому комбайнер контролирует число оборотов вращающихся частей машины – валов, колес и др. И частенько механизатору приходится вести комбайн практически вслепую, а выявить причину дефекта и устранить ее пока не удается даже специалистам.


О чем это говорит? О том, что и наш отечественный “Ростсельмаш”, поставляющий “Доны”, далеко не безгрешен в отношениях с сельчанами: машина явно нуждается в конструкторских доработках. Кроме того, запущена новая схема продаж зерноуборочной техники ростовского завода. В начале текущего года “Ростсельмаш” почти на 25 процентов поднял цены на комбайны “Дон” и “Нива”, после чего было заявлено о предоставлении дилерских скидок до 24 процентов. Причем рост стоимости ростовских комбайнов был расписан по месяцам, в результате чего “степной корабль” превратился в объект спекуляций: стало выгодно покупать технику в начале сезона, а продавать летом, когда завод гарантировал рост цен на комбайны на 15-20 процентов.


Казалось бы, ну что из того? Рынок есть рынок, каждый в нем исхитряется как может, чтобы выжить. Увы, для крестьянина в таком подходе опять-таки заложена мина замедленного действия. И дело не только в том, что на бюджеты регионов при таком маневре ростовчан ложится полная стоимость комбайнов – а это 1,8 млн. рублей за “Дон” и 675 тыс. за “Ниву”, а в том, что огромная разница между заводской и конечной ценой (до 400 тысяч рублей за каждую машину) ложится в карман посредника. Чем это чревато? А тем, что посредники, привлеченные заманчивыми барышами, будут управлять комбайновым потоком. Но при этом они вряд ли будут заботиться о сервисном обслуживании комбайнов, поскольку дело это хлопотное и с большим сроком окупаемости.


Однако проблема не только в этом. В настоящее время “Дон” становится не только все более дорогой, но и еще более сложной машиной – потому что снижается уровень подготовки механизаторских кадров. Если даже у опытных комбайнеров, знающих машину назубок и обеспечивающих надлежащий уровень ее технического обслуживания, случаются нештатные ситуации, то что говорить о комбайнерах, так сказать, средней подготовленности? Не удивительно, что ежегодно в республике горят со значительным ущербом для хозяйств 15-20 комбайнов, из которых 12-15 – “Доны”.


– Анализ показывает, что возгорания происходят на четвертый-пятый год эксплуатации “Донов”, – говорит начальник Гостехнадзора РТ Р. Хафизов. – Происходит это из-за замыкания электропроводки в пучках по причине низкого уровня техобслуживания.


К работе на “Донах” комбайнеров в большинстве районов республики практически не готовили. На них пересели те, кто работал на “Ниве”. И когда в этом году на впервые организованных курсах при Кощаковском учебном комбинате “Татсельхозтехники” комбайнеров с 10-15-летним стажем работы на “Доне” преподаватели спрашивали об устройстве машин и особенностях их эксплуатации и техобслуживания, то многие не могли ответить на элементарные, казалось бы, вопросы. Это горько, печально, но факт. Когда-то худо-бедно, но готовили комбайнеров на курсах при средних общеобразовательных школах. В свое время кузницами механизаторских кадров были сельские профтехучилища. Сейчас традиции эти утеряны, старая гвардия комбайнеров уходит, а в руки технически слабо подготовленной молодежи вверяется все более сложная техника.


Где выход из положения? При поиске ответа на этот вопрос надо определиться в главном: будем мы жить одним днем или все же с заглядом вперед? Если выбираем второе, то право выбора достойной техники для села нужно отдавать сельчанам. Невозможно сверху, из чиновных кабинетов, учесть все реалии дня, как бы искренне к этому их обитатели ни стремились. А кому конкретно выдавать льготные кредиты на покупку комбайнов – а без таковых селу не выжить, – и Правительство РТ, и банки, и районные администрации в этом году, кажется, уже определились: списки платежеспособных надежных хозяйств, прошедших тщательный отбор на самых разных уровнях, составлены.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще